|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
РОСКОШЬ И РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
автор Агапова С.В.
Если говорить об эффекте личности педагога, о силе его влияния на воспитанника, то они в наибольшей степени проявляются в личных контактах. Именно здесь реализуется сила убеждений, привлекательность личности педагога, покоряющая власть его ценностей и отношений к жизни. воспитывают не слова, не нудные проповеди и упреки, а образ жизни, эмоциональный тонус. Уважают успешных, любят увлеченных, завидуют и подражают победителям. Чего стоят самые праведные сентенции учителя, если ученики видят перед собой брюзжащего неудачника, который не смог организовать собственную жизнь и при этом "учит жить" других. Самые мощные механизмы воспитания - не требования и распоряжения, а внушение, подражание. Они действуют на воспитанника незаметно, непосредственно, безотчетно, но - безотказно.
Прежняя педагогика была обращена к сознанию, к рациональному в ребенке. Считалось, что если ребенок будет знать, как себя вести, то будет и поступать правильно. На самом деле ребенок (и даже взрослый) беспрекословно ориентируется на подсознательное, на те жизненные выводы, представления о себе, которые вынесены из прошлого опыта, оmечатались в чувствах и превратились в установки.
Установка - неосознанное состояние готовности, предрасположенность действовать определенным образом. Установки придают поведению человека постоянство, предсказуемость, преемственность. Установки образуют устойчивый "Образ-Я", "Я-концепцию", самосознание. Самосознание - это ядро личности, а установки - сердцевина отношений.
Как работают установки-образы в детском поведении?
Исследования психологов выявили любопытную закономерность. Оказывается, если ребенок имеет внутреннюю установку "Я - хороший ученик", то он лучше готовится к урокам, переживает из-за оценок, старается их улучшить. Школьник с установкой "Я - благородный" - добр и великодушен к окружающим, "Я - честный" - изо всех сил старается держать слово, говорить правду. Потом это войдет в привычку, станет частью характера. Взрослый с установкой "Я - хороший oтeц" даже после крупной ссоры с женой не станет спешить с разводом, ибо это приведет к разрушению его внутреннего образа. Личностные установки человеку невероятно дороги. Ведь это результат его размышлений, его желаний. Его позиция!
Педагогический вывод: на мой взгляд, воспитывать ребенка - значит закладывать в его сознание общественно ценные "установки-образы". Если в течение десяти лет ученик слышит из уст педагогов: "умница", "молодец", "я горжусь тобой", он верит то, что он умница, молодец, предмет гордости школы. Если же слышит на каждом уроке: "бездарь!", "тупица!", "дурак!", то результат будет очевиден ... "Через других, - утверждал Л.С.ВыготскиЙ, человек становится самим собой".
|