|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
РЕБЯТА ДЕЛАЮТ ВЫБОР
автор Медведева Г.И.
Субботнее утро. Крупными хлопьями идет снег. На градуснике ртуть опустилась на отметку минус 14-15. Холодно. Но холод пугает слабых. В темноте "деловые люди" с большими не по росту сумками собираются в центре города Лабинска на вещевой или продовольственный рынок Сегодня торгуют всем, на что есть спрос. А на что его нет? Возможно, лишь на знания. Возможно, сегодня лишь знания не в дефиците. Упал интерес к учебе у детей - таково мнение родителей, учителей и самих детей. И неудивительно. Рыночные отношения "проглатывают" все самые насущные интересы и потребности. Нет у нас статистических данных, сколько детей в раннее субботнее утро спешат на работу - постоять в торговых рядах с мелкой галантереей, сигаретами, жвачкой. Дети знают: коммерческая деятельность сегодня в почете, ее результаты налицо, легко измеряются "штуками" и "лимонами". Детский труд, когда-то запрещенный и наказуемый, сегодня в почете. Он самый выгодный, самый дешевый. И взрослых уже не удивляют юные лица в торговых рядах...
А мой путь каждое субботнее утро в 9-ю школу-гимназию. Каждую субботу здесь собираются около 80 ребят на занятия городской математической школы. Предыстория этой школы такова. Татьяна Михайловна Дуюпова пять лет назад решила организовать в школе на базе оздоровительной площадки занятия для детей, интересующихся математикой. Идею летней математической школы поддержали директор Любовь Акимовна Балабуха, родители, одобрили управленцы. Интересными оказались занятия в школе для ребят. Этo и стало основой для продолжения работы с детьми, попавшими в плен "царицы всех наук". И спустя год на базе 9-й гимназии начала работать городская субботняя математическая школа. Бессменным ее руководителем является Татьяна Михайловна. В этом году в школе учатся ребята с 5-го по 11-й класс.
Прием в субботнюю математическую школу прост: ученики выполняют вступительную контрольную работу. По ее результатам и Формируются группы разного уровня подготовленности. Для каждой группы, класса ежегодно с учетом уровня знаний и интересов ребят педагоги разрабатывают программы, обсуждают их на методическом совете и затем рекомендуют к практике. Работают в математической школе в основном учителя с большим опытом, имеющие свои авторские программы, методически" разработки и даже учебные пособия. Так, СВ.Сипин читает курс "Финансовая математика" и в экономическом лицее, и в субботней математической. Т.М.Дуюпова разработала авторскую систему Форм организации классных и внеклассных занятий по математике, программу для классов с углубленным изучением математики. Учителя разработали такие курсы: "Математические игры", "Комбинации и расположения" (5-й кл.), "Построения на клетчатой бумаге", "Кратчайшие системы Дopo" (6й кл.), "Теория делимости" (8-й кл.), "3aдачи с модулями" (9-й кл.), "Основныe методы решения математических задач" (10-й кл.), "Комбинированные задачи по стереометрии", а также "Спецкурс для поступающих в вузы" (11-й кл.).
Школа в субботний день помогает ликвидировать пробелы. Известно ведь, что на каждом этапе обучения в общеобразовательной школе есть вопросы, на которые учителя обычно не обращают внимания. Таких "белых пятен" в знаниях довольно много. Педагоги математической школы выявили, например, что в начальной школе недостаточно времени уделяется развитию алгоритмического, индуктивного мышления, воображения, приемам быстрого устного счета. А главное - в текучке повседневности не всегда удается раскрыть красоту предмета, пробудить интерес к изучению математики. В математической школе широко используются материалы из практической деятельности человека, а так:же те, что не входят в школьные программы. Так, в 8-х классах дети знакомятся с теорией определителей, с преобразованиями графиков, с элементами теории чисел. В 9-х классах ведется подготовка к профильному изучению математики. В 10-11- х классах школьники углубленно изучают математику в сочетании с подготовкой в профильные высшие учебные заведения.
У Татьяны Михайловны Дуюповой свой подход К организации занятий в математической школе. Для нее важна педагогическая диагностика вновь поступающих, она выявляет их склонности, интересы, уровень знаний программного материала, намерения родителей. Словом, первая проблема - знать, кого мы будем учить, для чего будем учить? Вторая проблема - чему учить? Если раньше перед педагогом стояла всего лишь одна проблема - как учить, ему предоставлялся один учебник, то сейчас огромный выбор учебников, программ, методик. В математической школе главное действующее лицо - ученик. Поэтому и содержание программ, и Форма организации учебных занятий ежегодно меняются. Прием в школу ведется не "под программу", а наоборот - программы совершенствуются с учетом особенностей ребят. Когда у Татьяны Михайловны спрашивают: "B чем успех работы математической школы?", - она отвечает: "B том, что каждую субботу к нам добровольно идут дети заниматься нелегким трудом - изучением математики".
Статус субботней математической школы особенный - это школа в школе. Хотя генеральным директором является директор школы-гимназии Л.А.Балабуха, математическая школа имеет свое положение, в котором определены порядок приема, Формы и содержание образования, способы аттестации учеников, их права и обязанности и т.д.
В перспективе предполагается организовать многопрофильную очно-заочную школу для талантливых детей из школ города и района. результаты работы математической школы обнадеживающие: в 1994/95 учебном году здесь занимались 18 одиннадцатиклассников, 15 из них поступили в высшие учебные заведения, причем 11 по результатам досрочных вступительных экзаменов.
Некоторые ученики совмещают обучение в математической школе с учебой на первых курсах институтов. Победителями математических конкурсов, олимпиад города Лабинска в большинстве являются учащиеся математической школы. В этом учебном году 5 учащихся Татьяны Михайловны из десятого класса обучаются по индивидуальному плану в заочных школах при МФТИ, МГУ, Санкт-Петербургском университете.
Многое в работе школы предстоит осмыслить методистам и психологам - методы педагогической диагностики, безотметочную аттестацию учащихся, организацию "диФФузных" групп (ученик может обучаться в той группе, в которой уровень его подготовки соответствует предложенным программам), работу с талантливыми детьми по индивидуальному плану, выстраивание связи "школа - вуз" и многое другое.
Татьяна Михайловна е только увлечена своим детищем, но и более десяти лет - бессменный руководитель методического объединения учителей математики города и района, председатель городской и член краевой экспертных групп по оценке работ медалистов. Она принимала участие в разработке сборника задач для итоговой аттестации школьников одним из авторов концепции образования Лабинского региона.
Когда я ухожу с занятий субботней школы, я словно покидаю огромный своеобразный мир. В нем живут взрослые и дети, которые ценят знания, поиск, путь к неизведанному. Здесь решают такие задачи, которые подчас непосильны и некоторым педагогам .
...А перед школой продолжают шуметь торговые ряды, в которых немало юных лиц. И я ощущаю великое нравственное значение свободы выбора: один в выходной день стремится на рынок, чтобы легко заработать "бабки", другой спешит в школу, чтобы пыхтеть над трудными задачами. Кто из них прав - думаю, уже завтра рассудит жизнь...
|