Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


РЕБЯТА ДЕЛАЮТ ВЫБОР
автор Медведева Г.И.






Субботнее утро. Крупными хлопьями идет снег. На градуснике ртуть опустилась на отметку минус 14-15. Холодно. Но холод пугает слабых. В темноте "деловые люди" с большими не по росту сумками собираются в центре города Лабинска на вещевой или продовольственный рынок Сегодня торгуют всем, на что есть спрос. А на что его нет? Возможно, лишь на знания. Возможно, сегодня лишь знания не в дефиците. Упал интерес к учебе у детей - таково мнение родителей, учителей и самих детей. И неудивительно. Рыночные отношения "проглатывают" все самые насущные интересы и потребности. Нет у нас статистических данных, сколько детей в раннее субботнее утро спешат на работу - постоять в торговых рядах с мелкой галантереей, сигаретами, жвачкой. Дети знают: коммерческая деятельность сегодня в почете, ее результаты налицо, легко измеряются "штуками" и "лимонами". Детский труд, когда-то запрещенный и наказуемый, сегодня в почете. Он самый выгодный, самый дешевый. И взрослых уже не удивляют юные лица в торговых рядах...
А мой путь каждое субботнее утро в 9-ю школу-гимназию. Каждую субботу здесь собираются около 80 ребят на занятия городской математической школы. Предыстория этой школы такова. Татьяна Михайловна Дуюпова пять лет назад решила организовать в школе на базе оздоровительной площадки занятия для детей, интересующихся математикой. Идею летней математической школы поддержали директор Любовь Акимовна Балабуха, родители, одобрили управленцы. Интересными оказались занятия в школе для ребят. Этo и стало основой для продолжения работы с детьми, попавшими в плен "царицы всех наук". И спустя год на базе 9-й гимназии начала работать городская субботняя математическая школа. Бессменным ее руководителем является Татьяна Михайловна. В этом году в школе учатся ребята с 5-го по 11-й класс.
Прием в субботнюю математическую школу прост: ученики выполняют вступительную контрольную работу. По ее результатам и Формируются группы разного уровня подготовленности. Для каждой группы, класса ежегодно с учетом уровня знаний и интересов ребят педагоги разрабатывают программы, обсуждают их на методическом совете и затем рекомендуют к практике. Работают в математической школе в основном учителя с большим опытом, имеющие свои авторские программы, методически" разработки и даже учебные пособия. Так, СВ.Сипин читает курс "Финансовая математика" и в экономическом лицее, и в субботней математической. Т.М.Дуюпова разработала авторскую систему Форм организации классных и внеклассных занятий по математике, программу для классов с углубленным изучением математики. Учителя разработали такие курсы: "Математические игры", "Комбинации и расположения" (5-й кл.), "Построения на клетчатой бумаге", "Кратчайшие системы Дopo" (6й кл.), "Теория делимости" (8-й кл.), "3aдачи с модулями" (9-й кл.), "Основныe методы решения математических задач" (10-й кл.), "Комбинированные задачи по стереометрии", а также "Спецкурс для поступающих в вузы" (11-й кл.).
Школа в субботний день помогает ликвидировать пробелы. Известно ведь, что на каждом этапе обучения в общеобразовательной школе есть вопросы, на которые учителя обычно не обращают внимания. Таких "белых пятен" в знаниях довольно много. Педагоги математической школы выявили, например, что в начальной школе недостаточно времени уделяется развитию алгоритмического, индуктивного мышления, воображения, приемам быстрого устного счета. А главное - в текучке повседневности не всегда удается раскрыть красоту предмета, пробудить интерес к изучению математики. В математической школе широко используются материалы из практической деятельности человека, а так:же те, что не входят в школьные программы. Так, в 8-х классах дети знакомятся с теорией определителей, с преобразованиями графиков, с элементами теории чисел. В 9-х классах ведется подготовка к профильному изучению математики. В 10-11- х классах школьники углубленно изучают математику в сочетании с подготовкой в профильные высшие учебные заведения.
У Татьяны Михайловны Дуюповой свой подход К организации занятий в математической школе. Для нее важна педагогическая диагностика вновь поступающих, она выявляет их склонности, интересы, уровень знаний программного материала, намерения родителей. Словом, первая проблема - знать, кого мы будем учить, для чего будем учить? Вторая проблема - чему учить? Если раньше перед педагогом стояла всего лишь одна проблема - как учить, ему предоставлялся один учебник, то сейчас огромный выбор учебников, программ, методик. В математической школе главное действующее лицо - ученик. Поэтому и содержание программ, и Форма организации учебных занятий ежегодно меняются. Прием в школу ведется не "под программу", а наоборот - программы совершенствуются с учетом особенностей ребят. Когда у Татьяны Михайловны спрашивают: "B чем успех работы математической школы?", - она отвечает: "B том, что каждую субботу к нам добровольно идут дети заниматься нелегким трудом - изучением математики".
Статус субботней математической школы особенный - это школа в школе. Хотя генеральным директором является директор школы-гимназии Л.А.Балабуха, математическая школа имеет свое положение, в котором определены порядок приема, Формы и содержание образования, способы аттестации учеников, их права и обязанности и т.д.
В перспективе предполагается организовать многопрофильную очно-заочную школу для талантливых детей из школ города и района. результаты работы математической школы обнадеживающие: в 1994/95 учебном году здесь занимались 18 одиннадцатиклассников, 15 из них поступили в высшие учебные заведения, причем 11 по результатам досрочных вступительных экзаменов.
Некоторые ученики совмещают обучение в математической школе с учебой на первых курсах институтов. Победителями математических конкурсов, олимпиад города Лабинска в большинстве являются учащиеся математической школы. В этом учебном году 5 учащихся Татьяны Михайловны из десятого класса обучаются по индивидуальному плану в заочных школах при МФТИ, МГУ, Санкт-Петербургском университете.
Многое в работе школы предстоит осмыслить методистам и психологам - методы педагогической диагностики, безотметочную аттестацию учащихся, организацию "диФФузных" групп (ученик может обучаться в той группе, в которой уровень его подготовки соответствует предложенным программам), работу с талантливыми детьми по индивидуальному плану, выстраивание связи "школа - вуз" и многое другое.
Татьяна Михайловна е только увлечена своим детищем, но и более десяти лет - бессменный руководитель методического объединения учителей математики города и района, председатель городской и член краевой экспертных групп по оценке работ медалистов. Она принимала участие в разработке сборника задач для итоговой аттестации школьников одним из авторов концепции образования Лабинского региона.
Когда я ухожу с занятий субботней школы, я словно покидаю огромный своеобразный мир. В нем живут взрослые и дети, которые ценят знания, поиск, путь к неизведанному. Здесь решают такие задачи, которые подчас непосильны и некоторым педагогам .
...А перед школой продолжают шуметь торговые ряды, в которых немало юных лиц. И я ощущаю великое нравственное значение свободы выбора: один в выходной день стремится на рынок, чтобы легко заработать "бабки", другой спешит в школу, чтобы пыхтеть над трудными задачами. Кто из них прав - думаю, уже завтра рассудит жизнь...









Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz