|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПРИ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
автор Кокшаров Н.А.
Говорят, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но многие ошибки можно предусмотреть, а значит и предупредить.
Плохо, когда ошибки допущены, скажем, в диктанте или в решении задачи. Однако еще хуже, когда они допускаются при изготовлении того или иного изделия. Плохая вещь никому не нужна. Опасно, когда учащиеся допускают ошибки сплошь и рядом. Привыкнув, они понесут это в настоящее производство.
Ученические ошибки — в значительной степени результат деятельности учителя. Хорош педагог, над исправлением ошибок работающий, еще лучше — их предупреждающий. Тот, кто сумел проанализировать будущее занятие, «проиграть» его и многое предусмотреть, не только добивается лучшего качества обучения за меньшее время, но и создает условия для успешной работы учащихся, что очень важно в воспитательном плане.
Рассмотрим типичные ошибки, встречающиеся при обучении обработке древесины, и наметим некоторые пути их предупреждения. Кстати, многие из них характерны и для других разделов программы.
Начнем с организации рабочих мест учащихся. Основная трудность здесь в том, что многие из них впервые всерьез столкнулись в мастерских с тем, что надо содержать рабочее место в порядке, да еще и образцовом. Каждый где-то и что-то практически делал, но организации рабочего места его, как правило, не учили. Работая, скажем дома, он привык класть все, что нужно для работы, как попало. Приходится сначала отучать учеников от такой Привычки. Между тем нередко сам учитель, увлекшись процессом урока и сосредоточив внимание на изготовлении изделия, забывает о порядке на ученических рабочих местах.
Есть много вариантов расположения инструментов: под верстаками, на них в различных укладках, на стене, в шкафах с раздачей на каждом уроке и т. д. Думается, лучший вариант -открытая выкладка наиболее необходимого инструмента на рабочем месте, а остального — на приспособленных местах, но в определенной системе. И очень неплохо, когда на верстаке указаны фамилии всех работающих на нем учащихся.
Хотелось бы сказать и про первое занятие в V классе, когда ученики только пришли в мастерские, естественно, все трогают, щупают, крутят, а учитель безуспешно пытается привести их к порядку. Есть простой вариант — занятие начать сразу со знакомства с верстаком, дать возможность его как следует осмотреть, винты покрутить, инструмент подержать в руках. После этого стоит рассказать, что по окончании работ на верстаке винты следует завернуть не до упора (часто допускаемая ошибка), а с зазором в 2 - 3 мм, объяснив почему. Добиться соблюдения этого правила можно с помощью неоднократного повтора. Другая типичная ошибка — сильное сжатие клиньями заготовки, так что она приподнимается над верстаком. Ученик пытается ее осадить ударами киянки, а это ведет к поломке заднего зажима.
Часто на верстаках, на лотках из фанеры или оргалита производится работа, требующая значительных усилий, ударов (сборка на гвоздях, шурупах, долбление и т. п.). При этом и качество страдает из-за вибрации, и верстак может раз-рушиться. И еще одна нередкая ошибка, когда струги кладут на верстак не на бок, а резцом вниз, что ведет к его затуплению, но, главное, к царапинам на столешнице.
Операция, с которой начинается почти всякая работа, - разметка. От ее точности зависит качество изделия. На первых порах для этого применяются линейка, угольник, карандаш. И первые типичные ошибки такие. При проведении прямой линии по линейке пальцы расположены только на ее плоскости и она свободно может перемещаться. Для устойчивости необходимо расположить пальцы руки на линейке и размечаемой плоскости (обычно большой и средний). В V классе всегда находятся ученики, ухитряющиеся начать отсчет не от 0, а от 1 и потерять 10 мм. Происходит это, когда риску проводят по искомому размеру. Методисты рекомендуют делать наоборот. Найти нужный размер, совместить с кромкой (краем плоскости) и сделать отметку по концу линейки. Частая ошибка при разметке большой плоскости состоит в том, что по одной риске на глазок проводится линия, которая оказывается не параллельной кромке. Для точности размер необходимо отложить 2 - 3 раза.
Типичная ошибка, когда на заготовке откладывается искомый размер, затем линейка кладется поперек, но не под прямым углом к грани (кромке, пласти, плоскости), и проводится линия. Получается косой срез, возникает необходимость выравни-вания заготовки под прямым углом, теряется время на обработку. Если же при этом припуск недостаточен, то выходит брак. При разметке по шаблону следует иметь в виду, что очерченный контур несколько больше его. Ребятам, которые очерчивают контур небрежно, а это случается часто, необходимо показать, что его надо подправить, применив, где можно, линейку.
На первых порах учащимся трудно при разметке идти, как положено, от осевых и центровых линий. Причина в том, что они не знакомы с черчением, отсутствует опыт. Некоторые преподаватели рекомендуют школьникам очерчивать прямоугольник и от него вести разметку, пользуясь краем заготовки как базой. Полагаем, что надо сразу идти правильным путем, чтобы потом не переучивать ребят.
При разметке рейсмусом частая ошибка — неточно поставленный размер. Тут полезен взаимоконтроль учащихся. Бывает, что иголки великоваты, идут, врезаясь в заготовку, выскакивая, в результате неровная, рваная линия-риска. Можно рекомендовать небольшой наклон на себя, чтобы колодка скользила по размечаемой плоскости. На первых порах учащиеся не умеют удерживать заготовку и работать рейсмусом, который они пытаются держать двумя руками. Можно рекомендовать им закреплять заготовку в верстаке. Полезно также провести упражнения для закрепления правильных приемов.
При работе штангенциркулем типичная ошибка состоит в том, что учащиеся пытаются раздвигать инструмент обеими руками, из-за чего заготовку не удержать. Путь исправления ошибки — упражнения. Другая ошибка — отсчет от 0 до подвижной губки, а не первой риски нониуса. Здесь тоже можно рекомендовать упражнения в закреплении правильных приемов. И массовая ошибка при работе на токарном станке, когда размер «ловится» по длине всей заготовки. Следует сказать школьникам, что опытные токари протачивают необходимый размер на малом расстоянии в 5 - 7 мм от заднего центра.
При поперечном пилении первая неправильность — наклон ножовки. Напомним, что угол наклона по отношению к горизонтальной плоскости при пилении древесины 45°, а при пилении фанеры — 15°. Известно, что при несоблюдении угла наклона древесина все же пилится, но при пилении фанеры большой угол наклона не позволяет продвинуть ножовку. Учащиеся вдобавок пытаются иногда пилить фанеру под прямым углом к ее плоскости, зажав заготовку в верстаке.
Распространенная ошибка — пиление по линии разметки, а необходимо же всегда пилить рядом с ней со стороны остающегося материала. На первых порах не получается у ребят распил под прямым углом в вертикальной плоскости, т. е. как бы заваливается ножовка. Здесь можно рекомендовать разметку с трех сторон, и это будет ориентиром при пилении. При пилении без стусла и упоров заготовка двигается по верстаку, ученик, не мудрствуя лукаво, зажимает ее вертикально и пилит изогнувшись. Тут можно и пошутить, показав ребятам, как неудобно почесывать левой рукой за правым ухом.
Довольно частая ошибка, когда заготовка раз-мечается и распиливается на несколько частей (больше двух), а в результате не соблюдены размеры, получились меньше. На вопрос, почему так вышло, ученики правильно отвечают, что материал ушел в опилки (на распил). Следует рекомендовать им два варианта: отмерять по одной заготовке и отпиливать; отмерив размер, отступить на 2 - 3 мм и провести еще линию — это будет зазор на пиление; так выполнить все линии разметки, а затем отпиливать заготовки. Не только неправильно, но и опасно, когда запиливают без приспособления, упора, расположив руку близко к ножовке. Можно и нужно сразу рекомендовать упоры, ибо в любом случае найдется брусочек для запиливания. Длинные заготовки часто кладут на две опоры так, что ножовка оказывается между ними и, естественно, в конце пиления полотно зажимается. При правильном расположении заготовки, когда отпиливаемая часть свисает, если ее не поддержать в конце пиления, будет откол древесины.
Продольное пиление больших заготовок ножовкой в общем-то почти исключено, так как в мастерских есть циркульная пила. Но представление о таком пилении у учащихся обазатель-но должно быть, тем более, что они делают небольшие продольные пропилы при зарезании шипов и других операциях сборки. На первых порах при таком пилении часто бывает перекос. Чтобы исключить его, рекомендуется разметить заготовку не только с лицевой, но и с обратной стороны и при пилении ориентироваться на обе линии. Ошибка, когда длинная заготовка, распиливаемая вдоль, при вертикальном ее креплении высоко поднята над верстаком. Появляется излишняя вибрация, пилить высоко поднятой ножовкой неудобно. Пилить в этом случае следует с интервалами, постепенно поднимая заготовку. Заканчивать пиление надо с противоположной стороны. При пилении лучковой пилой учащиеся часто неправильно держат пилу с наклоном зубьев на себя. И последнее. Нельзя допускать, чтобы школьники во время работы бросали пилы как попало, их надо укладывать на верстак аккуратно и обязательно зубьями от себя.
Строгание древесины — распространенная операция, при освоении которой учащиеся допускают немало ошибок. При наладке инструмента дают малый вылет резца (железки) и стружка не снимается. При большом вылете струг трудно сдви-нуть, он врезается в древесину, словно топор, усилий затрачивается много, а результат минимальный. О наладке струга учащимся необходимо постоянно напоминать, добиваясь, чтобы они крепко запомнили: вылет резца рубанка от 0,1 до 3 мм, шерхебеля — от 1 до 3 мм. При перекосе резец рубанка оставляет на обрабатываемой поверхности глубокую полосу. С появлением опыта это сразу видно и понятна причина, а на первых порах необходима подсказка. Сейчас в основном применяются инструменты с металлической колодкой. И грубейшая ошибка, когда ученик пытается подбить резец киянкой, словно у инструмента деревянная колодка.
Для установки резца в рубанке с металлической колодкой кроме приспособлений можно рекомендовать следующий способ. На ровную поверх-ность кладем две опоры из плотной бумаги, сложенной втрое. На них ставим рубанок, леток по-среди опор. Вставляем резец и, слегка прижав колодку, заворачиваем винт упора. Исключается перекос, получается необходимый вылет резца. Еще одна ошибка, когда пытаются вынуть резец из струга с деревянной колодкой, ударяя по передней части или подбивая железку с постановкой инструмента на верстак. Это необходимо делать на весу, повернув инструмент вверх подошвой, чтобы видеть вылет резца.
Следующая типичная ошибка состоит в том, что учащиеся строгают до линии разметки или дальше ее, ориентируются на линию разметки лишь с лицевой стороны. Частая ошибка начинающих пятиклассников: рубанок налажен, стружка идет, и увлекшийся ученик с самозабвением строгает заготовку, напрочь забыв о разметке. На первых порах ребята застругивают края или, наоборот, выбирают середину, а на длинных заготовках допускают перекос и получают винтообразную пло-скость. Все это от неумения, а главное — от того, что отсутствует контроль с помощью линейки и угольника. Частенько ребята при движении струга назад не передвигают его, а носят. Им следует объяснить, что при этом производится лишняя работа. При косослое ученик порой переворачивает не заготовку, а разворачивается сам, внося в свою работу неудобство.
Начинающие «мастера» сплошь и рядом пытаются проверить чистоту построганной плоскости ладонью — в результате занозы. А при забивании летка стружкой очищают его пальцами, что также небезопасно. Нередко ребята пытаются снять толстый слой древесины рубанком, забывая о черновом строгании шерхебелем, о том, что рубанок предназначен для окончательного, чистового строгания, выравнивания. Здесь уместен практический показ двух вариантов с определением времени на обработку. Учащиеся, обладающие некоторым навыком, иногда строгают без предварительной разметки, измеряя размер от поверхности верстака до плоскости строгания. А заготовка сильно сжата в клиньях, отчего припод-нялась на несколько миллиметров над верстаком. При снятии ее после обработки с верстака обнаруживается, что размер занижен, получился брак.
При обработке кромок фанеры во избежание отколов строгать надо примерно до середины заготовки, а затем, развернув, с противоположной стороны. Откол, отщепление происходят и при торцевании, если не применить вспомогательный брусок, в сторону которого и следует строгать. Порой при обработке кромок широкой заготовки учащиеся безуспешно пытаются закрепить ее в клиньях, забыв, что есть для этого передний зажим, а на части верстаков и выдвигаемые упоры.
Обучая сверлению, безусловно, надо идти от простого к сложному. При этом по нарастанию идут коловорот, дрель, затем сверлильный станок. Однако практика показывает, что работать на сверлильном станке проще и легче, чем с применением ручного инструмента, который впервые в руках, да еще ребячьих. По нашему глубокому убеждению, вначале школьники должны сверлить на станке, а затем коловоротом и дрелью. Типичная ошибка при работе ручным инструментом —его завал, а значит, перекос сверла. Надо приучать ребят к тому, чтобы следили за правильностью положения инструмента, проверяли перпендикулярность угольником. И неплохо предварительно провести тренировку по отработке правильных навыков на бросовой деревяшке. Еще ошибки: вращение сверла против часовой стрелки; сверление заготовки без подкладки, положенной на верстак, чтобы избежать порчи последнего. Бывает, что ученики сверлят отверстия, не наметив шилом центр, в результате получается брак.
При изучении соединения на гвоздях на вопрос, умеют ли ученики забивать гвозди, обычно подни-мается лес рук. Но многолетние наблюдения показывают, что ребята не знакомы с правильными приемами работы. Одна из ошибок — когда гвоздь, да особенно длинный, удерживается у основания. Во-первых, соскочивший со шляпки молоток, двигаясь по стержню гвоздя, как по направляющей, бьет по пальцам. Во-вторых, гвоздь легко отклоняется от вертикали и забивается косо. Такой гвоздь удерживают пальцами у шляпки. Гвоздь косо забивается и гнется, если головка молотка при ударе располагается неперпендикулярно к шляпке. Плохо, когда мелкие гвозди забивают, не наколов предварительно шилом отверстия, отсюда ушибы пальцев, ненужные затруднения в работе. В некоторых соединениях гвоздь должен выходить наружу и загибаться. При этом часто его пытаются утопить поперек волокон. Уходит много усилий, получаются вмятины, а в результате загнуть его до конца не удается. Уместно подсказать, что гвоздь следует загибать вдоль волокон, тогда они легко раздвигаются. И тут же добавить, что выступающий конец его надо загнуть в полукольцо с помощью оправки. Иногда необходимо утопить шляпку гвоздя. Пытаясь сделать это лишь молотком, ученики сминают вокруг древесину. Следует рекомендовать перед забиванием гвоздя сплющить шляпку и утопить ее вдоль волокон. При соединении двух деталей тонкую прибивают к толстой, а у ребят бывает наоборот.
В мастерских обычно учитель подбирает необходимые гвозди, но учащимся все же следует знать, что длина гвоздя должна быть в 2 - 3 раза больше толщины прибиваемой детали, иначе соединение будет непрочным. Причем среди школьников на первых порах распространено мнение, что соединение на гвоздях самое прочное, ибо с другими они еще не знакомы. Ошибка, когда гвоздь прибивается близко к краю, отсюда раскол заготовки. Необходимо забивать гвоздь на расстоянии, равном половине или более толщины детали и с учетом его собственной толщины. Диаметр гвоздя должен быть меньше толщины прибиваемой детали. К сожалению, часто допускается и такая небрежность: гвоздь при забивании загнулся, уче-ник все равно его кое-как прилепил. Такой гвоздь обязательно надо вытащить и забить новый. В противном случае и соединение непрочное, и школьник привыкает к халтуре.
При вытаскивании гвоздя иногда неправильно пользуются клещами. Не используя рычаг, тянут гвоздь вверх, надеясь на свою силу. Клещи надо наклонять до упора. Но следует подсказать, что при этом на чистовую, отделанную поверхность необходимо подложить прокладочку из фанерыили оргалита во избежание вмятины.
При соединении на шурупах главная ошибка заключается в забивании их, словно это гвозди. Часто это делается не в начале, а в конце операции, когда шуруп перестал заворачиваться из-за недостаточной глубины отверстия. Кстати, глубина отверстия должна быть равна 3/4 длины шурупа. Ошибка, когда отверстие под шуруп совсем не делается. Это допустимо лишь при заворачивании шурупа малого диаметра в древесину мягкой породы. С древесиной твердой породы так не по-лучается — много усилий, мало результатов, да еще вдобавок сорванный шлиц. Часто бывают следующие ошибки: ученик делает отверстие под шуруп слишком большого диаметра, не смазывает его мылом для облегчения ввертывания, пользуется отверткой, лезвие которого гораздо меньше шлица.
Выполнение шипового соединения вручную затруднительно для учащихся VI класса. Тут требуются тщательная разметка, аккуратная работа, точная подгонка. Опытные учителя проводят предварительные тренировочные работы на бросовом материале. Нередко встречающиеся при этом промахи следующие. Разметка шипового соединения осуществляется не рейсмусом или приспособлением, а линейкой и угольником, что требует массу времени. Выполнят ее правильно, но пилят по линии, а необходимо запиливать тип снаружи ее, а проушину рядом с линией, но внутри. При пилении ориентируются лишь на лицевую линию разметки, отсюда перекос. Отпиливая щечки, наклоняют ножовку в сторону остающегося материала, из-за чего при сборке в соединении получается щель. Необходимо держать ножовку перпендикулярно, а еще лучше — с небольшим наклоном в сторону отпиливаемой щечки.
Возможны и другие типичные ошибки. Долбление на крышке верстака без подкладки или с неправильно повернутой фаской инструмента, когда скос идет по прямой линии. Долбление сквозных проушин с одной стороны, что затрудняет работу, а порой ведет к отколу древесины с противоположной стороны. Долбление толстых деталей не долотом, а тонкой стамеской, что непроизводительно и может привести к расколу ручки. Стамеской долбят лишь небольшие тонкие детали, а в остальном она предназначена для обработки криволинейных поверхностей. При этом грубая ошибка, если рука расположена впереди стамески. Ошибка, когда шип несколько больше проушины и его загоняют туда силой, что приводит к отколу щечки. Часто при сборке не применяют накладку, а ударяют прямо по древесине, да с силой, отчего на обработанной поверхности остаются вмятины.
О некоторых ошибках при других работах. При изготовлении деталей круглого сечения ученики часто не соблюдают принятую последовательность. Не сделав предварительно заготовку квадратного сечения, пытаются сразу получить изделие, которое в результате имеет в сечении овал. Не обработав достаточно заготовку рубанком, не зачистив ее на-пильником, стремятся шлифовальной шкуркой снять грани и обеспечить круглое сечение детали.
Помимо специфических есть ряд общих методов предупреждения самых разных ошибок в работе. Это объяснение, наводящие вопросы, краткие пояснения, сопровождаемые показом правильных приемов, упражнениями в ходе вводного, текущего и индивидуального инструктажа. Эффективна демонстрация таблиц, рисунков, схем. И, конечно, необходимы систематический контроль со стороны учителя, бригадиров, взаимопроверка среди учащихся.
|