Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
официальный сайт МО
|
---|
Разделы
События Наши статьи Состав МО Цели и задачи МО Учебная работа Методическая работа Воспитательная работа Повышение квалификации Социальная практика Прочее |
ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ И ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ автор Глызина М.М. Современная школа ставит в центр внимания ученика как субъект жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на общение, диалог, на помощь в личностном росте. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека, формированию личности обучающегося, подготовленного к сознательному выбору профессии и творческому отношению к ней, осознанно стремящемуся к приобретению знаний, умеющего осуществлять умственные операции (анализ, сравнение, обобщение). Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей. Если говорить об изобразительном искусстве то оно, не сводится только к рисованию. Оно является системой миропонимания и частью общего искусства, эстетического видения мира, частью духовной культуры человека. Основные противоречия, возникшие в последние годы в практике обучения предметов художественно-эстетического цикла и следующие: -между преобладанием традиционных форм преподавания и необходимостью внедрения информационно–коммуникационных технологий; -между отрицательной мотивацией некоторых обучающихся к изучению изобразительного искусства и требованиями школы с углубленным изучением предмета к обучению школьников на высоком уровне усвоения программного материала. Мы все мечтаем о школе более привлекательной для молодежи, чем Интернет и телевизор. И если, как говорит Джозеф Пристли, образование человека целиком зависит от его усердия, самое лучшее, что мы можем сделать – увлечь детей, пробудить их усердие в их собственных интересах. Анализируя причины снижения познавательного интереса, я столкнулась с несколькими проблемами. Это снижение значимости предмета изобразительное искусство в понимании школьников, несформированность культурной среды личности обучающихся, сложность использования информационных технологий на уроках изобразительного искусства, проблема оценки результатов деятельности учителя и ученика на уроке. В основе большинства из них лежит убежденность детей во «второстепенности» предмета изобразительное искусство. Решать эту проблему я пытаюсь, используя на уроках интеграцию различных учебных дисциплин. В этих условиях огромное значение приобретает взаимодействие учителей-предметников, направленное на решение воспитательных и развивающих задач. Огромные возможности для развития межпредметных связей открывается, на мой взгляд, именно на уроках изобразительного искусства. Познание мира происходит на всех уроках при помощи разных методов и приемов, зависящих от учебной дисциплины, программы, личности учителя. Чтобы это познание было более цельным необходимо объединение усилий учителей-предметников. Межпредметные связи важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и обучающихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. В настоящее время проблема межпредметной интеграции все больше привлекает внимание педагогов, ученых, учителей и практиков. Актуальность межпредметной интеграции в школьном обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на фоне которого ярко выражена интеграция общественных, гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Установление взаимосвязей между учебными предметами способствует более глубокому знанию предмета, а также лучшему овладению им в чисто практическом плане. Однако осуществление межпредметной интеграции на практике вызывает у педагогов немало затруднений: - как организовать познавательную деятельность обучающихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между разными учебными предметами; - как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; - каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении эффективного обучения. Реализация межпредметной интеграции в практике обучения предполагает сотрудничество учителя одного предмета с учителем другого предмета, посещения открытых уроков, совместного планирования и т.д. Содержание, объем, время и способы использования знаний из другого предмета можно определить на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение методических рекомендаций, данных учебными программами. Межпредметная интеграция предполагает широкое использование на уроках таких методических путей активизации познавательной деятельности обучающихся, как: введение межпредметной интеграции на основе репродуктивной деятельности и элементов проблемности; постановка межпредметных учебных проблем и самостоятельный поиск их решения на отдельных уроках; систематическое проблемное обучение на основе межпредметной интеграции внутри отдельных курсов; включение двухсторонних связей между разными предметами на основе координации деятельности учителем и др. В процессе обучения учитель может использовать такие средства, как: вопросы межпредметного содержания, которые направляют деятельность обучающихся на воспроизведении ранее изученных знаний изобразительного искусства и на их применение при усвоении нового учебного материала по курсу другого предмета; межпредметную проблемную ситуацию, которую можно создать с помощью проблемных вопросов; домашние задания не только по изучаемому предмету, но и по изобразительному искусству; комплексные задания, требующие всесторонней характеристики объекта; наглядно-комплексные пособия, которые позволяют учащимся наглядно увидеть ту совокупность знаний, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания и т.д. Приобщение к искусству в средних классах – это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Эта линия лучше всего просматривается на примере платья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с другой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»). Учащимся необходимо дать понимание смыслового значения терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм же — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм с момента своего зарождения является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения. Учащихся необходимо учить видеть, распознавать социальную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться прежде всего как знак, символизирующий определенные отношения ; между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры учащихся. Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т. д., значительно обогащает восприятие учащихся, дает возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран, времен способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных «мостиков», казалось бы, между совершенно несхожими учебными дисциплинами. Широкая интеграция изобразительного искусства с другими учебными дисциплинами, несомненно приносит положительные результаты, однако проведение интегрированных уроков требует не только желания учителей-предметников, большой подготовки, но и внесения изменений в расписание уроков. Такие уроки сложно проводить часто. Гораздо проще использовать материал, изученный на других уроках, согласовывая его особенности с учителями-предметниками. Такие элементы межпредметных связей легко использовать на каждом уроке, что позволяет создать систему работы в этом направлении и становится, несомненно, эффективным приемом формирования познавательного интереса. Наиболее тесно изобразительное искусство связано, несомненно, с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, музыкой, мировой художественной культурой, основами православной культуры. На своих уроках я стараюсь наиболее полно использовать близость этих учебных дисциплин. Так, например, изучая в 6 классе тему «Ювелирное искусство Древнего Египта», я обратилась за помощью к учителю истории и выяснила, что в 5 классе на уроках истории учащиеся подробно познакомились не только с историческими событиями, происходившими во времена Старого и Нового царств, но и с верованиями древних египтян, их мифологией, архитектурой. Это позволило мне построить объяснение нового материала в форме опроса учащихся. Интерес к теме урока значительно возрос. Подобный прием я использую и на уроках, посвященных искусству Древней Греции. Дети собирают иллюстративный материал, изучают мифы и легенды древней Греции, а затем используют собранный материал и собственные рисунки на уроках истории в качестве наглядных пособий Интерес к теме занятия значительно возрастает. На уроке по теме «Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры» мы также обращаемся к материалу, изученному ранее на уроках истории России. Учащиеся активно включаются в обсуждение темы. Практически всегда этому уроку предшествует экскурсия в школьный этнографический музей, где не только представлены предметы народного быта, но и руководителем музея проводится беседа с учащимися о традициях русского деревянного зодчества. Не менее тесная связь между изобразительным искусством и литературой. Например, на уроках в 5 классе мы, рисуя пейзажи родной природы, читаем стихи русских поэтов: С.Есенина, И.Бунина, А.Пушкина, а также описания природы в прозе И.Тургенева, К.Паустовского. Этот прием не только усиливает эмоциональное воздействие на обучающихся, но и повышает интерес к литературе, так как на уроках литературы рисунки детей вывешиваются на доску. Учащиеся описывают свои эмоции и чувства во время выполнения рисунков. При изучении темы «личность женщины в портретно-исторической композиции» в 6 классе на уроке звучит стихотворение Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», которое изучается на уроках литературы в 7 классе по программе Бунеева. Работы, выполненные на уроках изобразительного искусства, затем появляются на уроке литературы, создавая эффект единства образовательной среды. Другой вариант взаимосвязи изобразительного искусства, литературы и истории – иллюстрация. В начале учебного года учащиеся 7 класса изучают на уроках литературы киевский цикл былин, героями которого являются Илья Муромец и Соловей-разбойник. А в начале 4 четверти на уроках изобразительного искусства изучается тема «Защитник Отечества в портретной живописи». На этих уроках учащиеся вспоминают сюжет былин, описание Ильи Муромца и города Киева, а также изученные на уроках истории России сведения об архитектуре Киевской Руси. В результате появляются цельные, гармоничные композиционные решения, повышается интерес учащихся к предметам, у них увеличивается уверенность в себе. Межпредметные связи прослеживаются на каждом моем занятии. Я считаю необходимым обращать внимание школьников на тесную взаимосвязь учебных предметов разных образовательных областей, так как окружающая действительность не делится на отдельные, независимые части, а представляет собой нечто цельное и неделимое, а разделение на образовательные области ни что иное, как условность. Такая точка зрения помогает преодолевать убежденность учащихся в существовании уроков «Важных» и «не очень», готовить школьников не только к успешному написанию контрольных работ и сдаче экзаменов, что, несомненно, важно, но и к предстоящей взрослой жизни в целом. Например, я всегда подчеркиваю связь изобразительного искусства с языковыми предметами (английский и французский языки), так как много новых для учащихся терминов происходит от иностранных слов. “Анималист” от английского “Animal” - животное, дизайн переводится с английского как замысел, это умение придумывать, проектировать новые удобные и красивые вещи и предметы. Натюрморт в переводе с французского дословно обозначает изображение тихой или “ неживой” природы и др. Продолжая теоретические основы, полученные на уроках математики, при анализе композиционного решения присутствуют термины диагональ, вертикаль, перпендикуляр и горизонталь. Изображая учебные натюрморты, мы знакомимся с геометрическими телами: конус, шар, куб, цилиндр и т.д. зачастую раньше, чем это предусмотрено на уроках математики Я считаю, что занятия художественным творчеством во взаимосвязи с другими предметами воспитывают наблюдательность, умение видеть прекрасное, развивают фантазию, включают экологический и гуманистический аспект, активизируют внимание, побуждают к творчеству, расширяют кругозор. Это позволяет легко, в доступной форме и достаточно глубоко усвоить законы и правила изображения, развивает чувство прекрасного и даже учит детей мечтать! “ Научить человека мечтать. Это великое качество, ибо истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая несмотря ни на что, ведет человека к восхождению…” Николай Константинович Рерих. / Философ, художник, ученый, литератор./ Творческий процесс, как показывает опыт, начинается с вопроса, с удивления и даже с противоречия. Противоречия, как известно, характерны для урока, когда к существующей сумме знаний добавляется информация, на первый взгляд несовместимая с ней. В результате возникают проблемная ситуация, удивление, желание преодолеть трудности и т.п. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный, решающий проблемы воспитания ценностного отношения к жизни, выработки осмысленной, мотивированной жизненной позиции средствами нетрадиционной организации учебно-воспитательного процесса. Одним из вариантов решения проблемных ситуаций, на мой взгляд, является метод учебных проектов. Этот метод объединяет в себе не только знания умения и навыки из разных образовательных областей, но и социально-значимый опыт общения вне школьного круга. Таких проектов на занятиях кружка создано несколько. Проект «Школьная рекреация» занял второе место в школьном конкурсе социально-значимых проектов. Проект «Радуга Белогорья» принял участие в городском конкурсе, проект «Кабинет изобразительного искусства», в котором кружковцы попытались воплотить свои мечты стал лауреатом школьного конкурса, проект «Памятник счастливой семье» занял 2 место в конкурсе проектов «Свой город – своими руками» и привлек внимание не только руководства школы, но и депутата городской думы Е.А.Фридкина. Возможно, вскоре в нашем городе появится новый памятник и новые традиции. Еще одна проблема, с которой ежедневно сталкивается учитель изобразительного искусства в общеобразовательной школе это проблема оценивания творческих работ обучающихся и оценки эффективности собственной деятельности. Сложно, а порой практически невозможно оценить творческую работу по привычной пятибалльной системе. Эффективность своей работы я стараюсь оценивать по другим показателям. Один из них анализ опросных листов диагностики интересов, о которой уже говорилось ранее. Например, если сравнить показатели одной и той же параллели за последние два года, то можно отметить рост количества обучающихся, склонных к художественной деятельности. Наблюдается также рост количества школьников, желающих участвовать в школьных, городских, всероссийских конкурсах. Количество желающих посещать занятия кружка «колорит» также растет из года в год. Этому во многом способствует система работы, основанная на интеграции учебных предметов. Результаты участия детей в различных конкурсах отражают многочисленные дипломы и грамоты. Творчество — это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической уникальностью. Опыт по заявленной теме предполагает изменение традиционного подхода к изучению изобразительного искусства, помогает сформировать у обучающихся эстетический вкус, формирует способность видеть единство развития духовной культуры человечества и научно-технического прогресса, что помогает расширить их взгляды на мир в целом, подготовить школьников к труду и практической деятельности. Рассмотрение взаимодействия учебных предметов в школьном курсе обеспечивает новые качественные характеристики всего процесса обучения. Таким образом, широкая интеграция изобразительного искусства с другими предметами, изучаемыми в школе, использование на уроках знаний, умений и навыков, полученных на других уроках, позволяет значительно увеличить познавательный интерес обучающихся. На современном уроке ребята должны овладевать в первую очередь деятельностью, научиться использовать знания в своей деятельности. Опора на знания, полученные на других уроках, не только украшает урок, но и формирует у детей уверенность в своих силах, развивает интерес к изучению не только изобразительного искусства, но и других предметов школьной программы. |