Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


О ПРОГРАММЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ СЭТА РИГГЗА
автор Есипович Е.А.






« Пойте диафрагмой!», « Пойте близким звуком!», « Откройте горло!», «Опустите язык!», «Больше поддержки!». Звучит знакомо? Лексикон учителей пения и руководителей хоров изобилует такими сбивающи¬ми с толку и опасными клише.
Большинство преподавателей не могут понять, что ученику нет не-обходимости думать о двадцати различных вещах каждый раз, когда он открывает рот для пения. На самом деле для получения первых поло-жительных результатов нужно позаниматься всего несколько недель. Не имеет значения, что вы поете — поп, рок, оперу или мюзикл. Ваша техника пения должна позволять вам расслабиться и сконцен-трироваться на исполнении (актерской игре). В конце концов имен¬но это является самым главным — не правда ли?
Сэт Риггз успешно работал с сотнями певцов, актеров и танцоров — профессионалами экстра-класса, реализующими себя в самых разных областях музыки и шоу-бизнеса. И хотя одни из них поют не так хорошо, как другие, все они смогли овладеть та¬кой способностью, которая позволяет их голосу звучать уверенно и естественно во время пения.
Их секрет заключается в вокальной технике, которая называется «разговорное пение» (или пение на разговорном уровне). Освоив ее, вы получаете возможность петь таким же удобным, непосредственным голосом, который используете или во всяком случае должны исполь-зовать при разговоре. Неважно, поете ли вы высоко или низко, гром¬ко или тихо, ощущения во рту и горле не должны меняться. Ваш звук и пропеваемые слова будут ощущаться вами как естественные и так¬же естественно будут восприниматься вашими слушателями.
В середине своего концерта, проходившего на знаменитой сцене «Форум» в Лос-Анджелесе, суперзвезда Стиви Уандер (Stevie Wonder) прервал свое шоу. Это он сделал для того, чтобы перед лицом тысячи своих фанатов выразить особую благодарность человеку, во многом благодаря которому его вокальная карьера была успешной и продол¬жительной. Но эта благодарность не относилась к его менеджеру или музыкальному продюсеру. Он обращался к Сэту Риггзу — своему педа¬гогу по вокалу.
И это не единичный случай. Благодарные звезды часто отдают должное этому человеку, чей нетрадиционный метод позволил им использовать главный инструмент своего таланта — голос — с макси¬мальной эффективностью и результативностью.
Вупи Голдберг никогда не пела до съемок фильма, в котором главная героиня должна была петь.Она предложила дублировать свой голос, но Вупи отправили к Сэту. Через несколько недель она при низком голосе смогла петь в верхнем диапазоне.
Сэт Риггз оказывал помощь Майклу Джексону при записи альбомов «ЕТ», «Триллер» и др. Рей Чарльз о педагоге: «Я всегда любил использовать и фальцет, и грудной голос, и теперь у меня, благодаря братишке Сэту, соединенный ровный звук». Начав работу с Сэтом Риггзом, по словам Хулио Иглесиаса, тот впервые в своей профессиональной карьере открыл для себя правильную технику вокала.
Вокальная техника Сэта Риггза и методика, которую он использует для обучения владению этой техникой, были придуманы и доведены до совершенства в соответствии с жесткими требованиями, возлагаемы¬ми на всемирно известных исполнителей, которым часто приходится выступать по нескольку раз в течение одного вечера — и так несколько дней подряд! На кон поставлены большие деньги, поэтому голоса его клиентов должны звучать легко, без напряжения. Вот почему не¬удивительно, что когда бы певцы из разных уголков мира ни приез-жали в Лос-Анджелес, их продюсеры, режиссеры и друзья направляют их на встречу к главному специалисту по вокалу.
Успехи Сэта в занятиях с учениками быстро принесли ему широ¬кую известность, и многие певцы стали уходить от своих вокальных педагогов, чтобы заниматься с ним.
Росла его репутация как человека, методика преподавания кото¬рого давала ощутимые результаты, рос и список его звездных клиен¬тов. Грэгори Пэк (Gregory Peck) однажды попросил Фрэнка Синатру (Frank Sinatra) порекомендовать ему хорошего педагога по вокалу для своего сына Энтони (Anthony) — Фрэнк отправил его к Сэту Риггзу. Тот же Синатра порекомендовал Роджеру Муру (Roger Moore) отпра¬вить его сына Джеффри (Geoffrey) заниматься с Сэтом. Сегодня гос¬подин Риггз считается ведущим педагогом по вокалу в мире шоу-биз¬неса.
Невероятное разнообразие его учеников, в числе которых исполнители поп-музыки, оперные певцы, артисты мюзиклов, а так¬же актеры и танцоры, вновь и вновь подтверждает универсальность и практичность его методики.
Каждый год без какой-либо рекламы к нему обращается более тысячи новых студентов. Из них 40 % составляют оперные певцы, а 60 % — исполнители поп-музыки и артисты мюзиклов. Он преподает в своей собственной студии, которая легко превращается в концерт¬ный зал на 75 мест с десятиметровой сценой.

ВОПРОСЫ
Как вы можете определить процесс пения?
С художественной точки зрения, пение — это использование кл шего голоса в музыкальной манере для передачи аудитории своих идей и эмоций. Технически же это не что иное, как растянутая речь в большем динамическом и звуковысотном диапазоне.
В чем секрет хорошего пения?
Способность постоянно поддерживать извлечение звука в рече¬вой позиции. То есть такого, который остается соединенным во всех регистрах вашего диапазона. Вы поете не так, как говорите, однако вам необходимо поддерживать такую же удобную, легко вос¬производимую вокальную позицию, в которой разговариваете, что¬бы не приходилось «вытягивать» верхние ноты и «выдавливать» нижние.
Действительно ли это так просто?
Да. Здесь нет никакой тайны. Однако, несмотря на то что понять это легко, требуется время и терпение, чтобы научиться все делать правильно.

Классификация голосов
Как вы классифицируете голос певца?
Я этого не делаю! По крайней мере, не сразу. Неверно классифи¬цировать голос певца до того, как вы определили его реальные воз¬можности. Слишком часто существующий диапазон певца является единственным фактором при отнесении его к определенной категории. Самым важным фактором является исходное качество голоса.
Не являются ли эти высокие ноты в вашей классификации слишком высокими для соответствующих голосов?
Нет, они не будут таковыми, если гортань нахо¬дится в расслабленной, стабильной речевой пози¬ции, позволяя вашим голосовым связкам свободно приспосабливаться к потоку выдыхаемого воздуха. Чисто технически эти ноты может спеть гораздо большее количество людей, чем вы могли бы поду¬мать. Возможно, они не смогут их долго поддержи¬вать, но они смогут пропеть их технически правиль¬но. Таким образом они будут всегда иметь резерв нот, выходящих за рамки обычного диапазона, тре¬бующегося для любых песен, исполняемых ими.

Работа над звуком
Что вы можете сказать о дыхании? Может ли коррекция дыхания оказать заметное влияние на способность давать хороший звук?
Конечно. Однако важность дыхания при пении довольно длительное время преувеличивалась учителями. Правильное дыхание является по-бочным продуктом правильной техники, так же как и резонансные характеристики являются ее побоч¬ным продуктом. Не следует непосредственно зани¬маться дыханием, за исключением тех случаев, ког-да у вас сгорбленная осанка или вогнутая грудная клетка (которая «проваливается» неконтролируемо во время выдоха). Вы параллельно будете развивать правильное дыхание, работая над приведением гор¬тани в неподвижное состояние и расслаблением внешних мышц при пении. Когда вы достигнете уровня речевого пения, то все, включая регулиров-ку количества воздуха, необходимого для движения ваших связок, будет происходить автоматически.
Мой педагог говорит, что во время пения мне следует утрировать артикуляцию, чтобы сделать звук более чистым. Что вы думаете по этому поводу?
Многие певцы считают, что причиной «грязно¬го» звука является неправильная артикуляция. Поэто¬му они изменяют или утрируют ее. Однако, когда вы утрируете артикуляцию из-за того, что ваш звук «гряз-ный», все, что получаете, — это улучшенная артику¬ляция, но по-прежнему «грязный» звук. Вам не при¬дется утрировать вашу артикуляцию, если вы поддер¬живаете звукоизвлечение в речевой позиции. Буду ли я лучше слышать свой голос, если прикрою ухо ладонью?
Нет. Это не даст вам точного представления о том, как вы звучите. Вы будете слышать только усиленное ложное качество вашего звука.
Существует ли разница между «проекцией» и криком?
Проекция — это акустический феномен, возни¬кающий тогда, когда вы извлекаете свой звук, сохра¬няя эффективный баланс между воздухом и мышца¬ми. Крик же подразумевает выброс воздуха, который может «сорвать» ваш голос.
Использование микрофона
Почему я должен беспокоиться о качестве моего звука, если я собираюсь петь с микрофоном?
Электронное усиление и изменение вашего го¬лоса занимает важное место в информационных и развлекательных средствах массовой информа¬ции, но при этом они не должны полностью заме¬нять здоровое и эффективное звукоизвлечение.

Пение в разных стилях
Нужно ли менять способ звукоизвлечения при пении в разных тональностях и стилях?
Ни в коем случае! Большинство отличий в стилях пения уже заключены в самой музыке — в последова¬тельности нот и некоторых правилах, которые попу¬лярны в определенном месте и времени в истории. Когда вы приспосабливаете свой голос к конкретным звуковым «образцам», вы рискуете вмешаться в про¬цесс речевого пения, что очень опасно для здоровья голоса. Однако голос может быть «окрашен вашими мыслями». Если вы думаете о том, что поете, то будет существовать заметная разница в вашем исполнении, а не в звукоизвлечении.

Пение в хоре
Должна ли ваша вокальная техника быть одинаковой при пении в хоре (ансамбле) и при сольном исполнении?
Да, вы должны всегда использовать одну и ту же вокальную технику, независимо от того, поете ли вы соло или в группе. Однако хормейстеры иногда про¬сят вас изменить ваш звук (поменять способ пения), чтобы он лучше сливался с другими голосами груп¬пы. Это не повредит тем певцам, которые основа¬тельно владеют вокальной техникой, но для боль¬шинства (тех, кто не владеет) это может быть не¬безопасно. Ваш голос будет звучать в унисон, но какой ценой? Певец никогда не должен идти на компромисс с правильной техникой речевого пения.
Есть ли причина того, что у хорового певца ограничен вокальный диапазон?
Да. Хоровая музыка обычно пишется так, что каждая вокальная партия имеет ограниченный ди¬апазон. Басы никогда не поют выше «ре» или «ми», которые располагаются как раз на самой вершине их грудного регистра. То же самое происходит с те¬норами, которые редко заходят выше «ля» или «си-бемоль». Поэтому не требуется много усилий для развития верхней части их диапазона. Им не прихо¬дится петь в основном переходном участке, который для мужского голоса начинается где-то-то около нот «ре» или «ми».

Пение на иностранных языках
Нужно ли начинающим певцам петь на иностранных языках?
Я считаю, что пение на иностранных языках дает певцу больше возможностей петь неправиль¬но. Лучший способ определить, правильно ли поет певец, — это услышать, поет ли он чисто и естествен¬но. Очень немногие в состоянии определить, пра¬вильно ли что-то поется на иностранном языке. Не следует пытаться исполнять песни на чужом языке до тех пор, пока вы не научи-тесь петь на родном.
Сколько мне нужно заниматься?
Вы должны заниматься ровно столько, сколько выступаете, или даже больше. Правда, это не одно и то же. Выступление — это концентрация ваших вокальных способностей, направленная на реше¬ние ваших художественных задач, которые вы ста¬вите для своего голоса с целью передачи слушате¬лю ваших идей и эмоциональных переживаний. Ре¬гулярные занятия вокалом поддерживают ваш голос сориентированным на эффективную коорди¬нацию, так что любое временное отклонение от правильной техники легко обнаруживается и сра¬зу исправляется.
Когда не следует заниматься вокалом?
Тогда, когда вы простужены, утомлены и т. д., в общем, когда что-то может помешать вам правиль¬но оценить ваши физические ощущения, с помо¬щью которых вы координируете ваш голос.

Пение на репетициях
Отличается ли пение на репетициях от пения во время выступления?
Да, особенно при разучивании нового материа¬ла. На репетициях все умные певцы берегут свой голос — не в смысле того, что вам не нужно также отдаваться пению, как на концерте, но для того, чтобы сохранить голос в расслабленном состоянии во время потенциально стрессовой ситуации. Ре¬петиции по своей природе накладывают много тре¬бований на ваш голос. При разучивании нот вам приходится останавливаться и вновь начинать, кон¬тролировать высоту звука, работать над перехода¬ми и многое другое. При этом очень легко вернуться к старым привычкам. Поэтому вы должны делать то, что обычно называют «пропеванием контура ме¬лодии». Вам следует петь негромко, иногда даже опускать высокие ноты на октаву вниз, пока вы не выучите все ноты и не поймете, чего от себя ожи¬дать. Когда вы будете знать, что нужно делать ва¬шему голосу, ваша нервно-мышечная система будет работать, помогая вам петь нужные ноты с помо¬щью правильной техники.








Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz