Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
автор Медведева Г.И. Кокшаров Н.А.






Начнем с банальности: школа - это та точка, в которой решается судьба завтраш­ней культуры. Однако за этой банальнос­тью кроется достаточно серьезная опас­ность. И связано это с тем, что в совре­менной российской государственности школе нет места, она вычеркнута из стра­тегического арсенала государственного строительства. У же одно это заставляет считать, что школа на пороге самого се­рьезного кризиса из всех, которые ей до сих пор приходилось переживать.
Еще два года назад такое утверждение едва ли было бы воспринято всерьез. Все мы были полны самых радужных ожида­ний от той свободы, которую - нам ка­залось!- наконец-то наша школа обрела. После десятилетий жесткой чиновничьей регламентации, когда вся система образо­вания работала по единому плану и об­разцу, нашим школам наконец-то была предоставлена свобода выбора форм, средств и содержания образования.
Но прошло время, и что же? Во-первых, идея свободы школы обер­нулась в реальной административной сис­теме полным равнодушием к ее жизни ­все проблемы оказались сброшены ("де­легированы", как модно нынче говорить) в низовое звено. Лозунг «Школы должны быть самостоятельными» обернулся тем, что все они вместе и каждая в отдельности оказались брошенными на произвол судь­бы. Попросту говоря, лозунг свободы был сведен к тому, что весь груз ответствен­ности за содержание и формы образования, а также за другие внутришкольные процессы был возложены на плечи дирек­торов и учителей.
Во-вторых, отказавшись от традицион­ных форм взаимодействия со школой, а стало быть, от своей доли ответственности за происходящие в ней процессы, высшая управленческая система отнюдь не отка­зал ась от контроля и регламентации. На­оборот, в условиях дефицита средств на самые элементарные нужды контроль и регламентация приобрели особо изощрен­ный характер. Таким образом, чиновник бессмертен, а директор и учитель стали заложниками нового витка его чиновни­чьего абсурда.
Лозунг свободы оказался достаточно циничным. Учителю и директору предло­жили «свободное плавание», но при этом никто не удосужился дать надежную лодку; зато тут же пошли грозные ин­струкции, предписывающие учителю сда­вать спортивные нормативы по этому «педагогическому плаванию» и оценивать ка­чество плавания своего и других.
Школа, которой было приказано стать «свободной», оказалась под жестким ад­министративным прессом этой «свободы». Ведь в том-то и состоит проблема, что сво­бода не рождается по приказу. Свободу нельзя ввести к определенному часу, а затем потребовать по этому поводу отчет. Свобода не может быть торопливой. Учи­тель должен для нее созреть, а это вопрос времени и реального управления. Столь глобальная перестройка организационной, ценноспюй и ментальной материи школы и учительства не может и не должна про­исходить бессистемным самотеком. У нас, как всегда, все произошло шиворот-навы­ворот: свобода была назначена, а никакой реальной опоры в этом море свободы учи­тель не получил.
И это обернулось главной бедой, глав­ной трагедией: учитель оказался в глубо­чайшем нравственном кризисе - поте­рял прежние ориентиры своей деятель­ности, но не обрел новые. А ведь свобода невозможна, если отсутствуют сколько-­нибудь устойчивые нравственные ориентиры. Их-то как раз у педагогов не ока­залось. Старые педагогическчие ценности рухнули. Новые оказались эфемерными и неубедительными. В какой-то момент оказался потерянным смысл учительской де­ятельности. Управленческое звено само оказалось беспомощным и дезориентиро­ванным. Учитель, мол, выплывет не вы­плывет - его личное дело, а наше "цap­ское" - спросить с него по всей строгости в рамках только что сочиненных регла­ментов и инструкций. Что спросить? Не важно что, за спросом легче скрыть соб­ственную растерянность.
И это крайне опасная ситуация. Любая педагогика состоятельна только тогда, когда у нее есть нравственный смьи;л. Педагогика по своей природе не может ог­раничиться совокупностью технологий обучения. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что и ради чего он делает. Иначе говоря, учителю нужны какие-то высокие идеалы своей деятельности. Нужны достаточно устойчивые ориенти­ры, иначе начинается беспредел, кризис и апатия. Иначе учитель перестает быть но­сителем культуры и ему становится на все наплевать.
Долгое время альфой и омегой школь­ного образования были предметные зна­ния, которые школа передавала ребенку. Сегодня мы ушли, по крайней мере дек­ларативно, от узкого предметного подхода. И это закономерно, коль скоро провозгла­шен приоритет подхода личностного: важны, мол, не знания сами по себе, а спо­собность ребенка вести личностный диа­лог с миром знаний. Однако идея личност­ного подхода - достаточно расплывчата. И покуда эта идея остается на уровне дек­ларативного лозунга, она беспомощна и скорее дезориентирует учителя, чем помо­гает ему.
Серьезнейшая задача школы в сложив­шейся ситуации - поиск и разработка ключевых ориентиров своего существования, разработка, если угодно, нравствен­ных основ своей деятельности. Один из путей решения этой задачи - обретение кaждой школой концепции своей деятельности. Причем когда мы говорим о кон­цепции школы, имеется в виду не столько формальная отписка "для начальника", сколько некий постоянный процесс размышления, постоянный поиск учитель­ским коллективом предельных оснований и ориентиров своей работы.
Не будем забывать, что существует такая вещь, как миссия учителя, которая определяет саму возможность существо­вания культуры в будущем. Эта куль­турная миссия учителя не в том, чтобы "нагрузить" ребенка теми или иными предметными знаниями, а в том, чтобы обеспечить его вступление в личностно­нравственный диалог с миром. Это и предполагает и формирует в итоге лич­ную позицию по отношению к миру, что только и может стать основой подлинно гр~аанс"ой и подлинно активной по­зиции. Ведь есть такие святые понятия, как Родина, честь, достоинство, совесть. Об этих понятиях нельзя рассказать. Их нельзя уместить в рамки тематического классного часа. это понятия, которые должны стать стратегическим смыслом, основой каждодневного существования и самоосуществления учителя. Они долж­ны явно инеявно присутствовать в каж­додневной учительской работе - не на уровне "красивых слов, а на уровне по­ступков и действий, запечатляемых в детских ожиданиях и ориентирах. Это понятия, которые должны находиться в самом основании школьного организма, должны определять нравственный потен­циал сегодняшней школы.
Нравственные ориентиры - универ­сальные ориентиры, которые должны при­сутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Они требуют каждодневного. возобновле­ния, некоего самовоспроизводства, иначе они атрофируются. Нравственные ориен­тиры - это то, что реально может спасти сегодняшнюю школу от беспредела, предотвратить глубочайший кризис, который ей грозит.
Наряду с универсальными нравствен­ными ориентирами, которые исторически закладываются в фундамент всякой без исключения школы, хотя и вытравляются в эпохи безвременья и революций, каждая школа должна сделать предметом своею размышления ключевые педагогические воnpocы О содержании образования, О каче­стве образования, О nринциnax образова­ния, о методах и технологиях образования.
Сегодня практически всем очевидно, что содержание образования не может оп­ределяться неким фиксированным объемом знаний, который будто бы должен освоить ребенок, чтобы стать образован­ным человекем. Такой обязательный для всех объем знаний просто невозможно выделить. Культура принципиально много­лика, вариативна и неисчерпаема. Поэто­му задача школы состоит не в том, чтобы предложить учащимся ту или иную зара­нее отобранную информацию, а в том, чтобы сформировать у ребенка принципи­альную потребность находиться в непре­рывном диалоге с культурой, сформиро­вать потребность в освоении все новых и новых культурных пластов. И естествен­но, что сформировать эту потребность можно на самом разном содержании, с опорой на разные образовательные прин­ципы, с использованием различных мето­дов и технологий обучения и деятельнос­ти. Поэтому в условиях современной культуры учителя получают широкие права в поиске и разработке своего содер­жания, свои~ принципов, своих методов и технологии обучения.
Вместе с тем безусловно, существуют некие фундаментальные, предельные ори­ентиры, которые определяют качество об­разовательного процесса. Но связаны эти ориентиры не столько с тем или иным конкретным содержанием образования, сколько с теми личными качествами, ко­торые обретают учащиеся в процессе об­разования.
С одной стороны, это сформированная потребность к ведению диалога с миром культуры, в том числе со всем тем неис­черпаемым миром знаний, которыми на­полнена культура. Причем важно, чтобы формируемая школой потребность в ос­воении все новых и новых пластов куль­туры, все новых и новых знаний не угасала после того, как ученик покинет стены род­ной школы, а становилась стратегической потребностью его жизни. С другой сторо­ны, это социально-нравственная и граж­данская ответственность человека. От того, насколько в процессе обучения сфор­мированы эти две стороны личности ре­бенка, зависит будущее культуры, буду­щее общества. Это, так сказать, стратегические цели.
Достижение их возможно на самом разном содержании образования. Оно может ва­рьироваться в очень широких пределах, но подлинное качество образования будет определяться тем, насколько успешно до­стигаются эти две фундаментальные цели.
Тем более могут быть разнообразными средства и методы, которыми пользуется учитель в процессе реализации того или иного учебного содержания. Главное, чтобы ни учебное содержание, ни средства и методы его реализации не превращались для учителя в нечто самозначимое, само­довлеющее; чтобы за совокупностью лю­бого учебного действия, предмета, мате­риала всегда просматривались отмечен­ные выше стратегические цели: способ­ность и потребность ребенка вести диалог с понимаемым в самом широком смысле этого слова миром культуры и сформи­рованность нравственной, социальной, гражданской ответственности.









Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz