Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


КАК ПОВЫСИТЬ ОТДАЧУ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
автор Кокшаров Н.А.





Стремясь повысить эффективность трудовой подготовки учащихся, предлагается внести некоторые изменения в структуру занятий. Положив в основу характер деятельности мастера и учеников, стоит выделить на теоретических занятиях следующие три этапа: подготовительный, изучение нового материала, закрепление и применение знаний; на практических соответственно: подготовительный, практический и заключительный. Рассмотрим их содержание подробнее.
Особенность подготовительного этапа теоретического занятия состоит в том, что в течение определенного времени (5—7 мин) ученики под руководством мастера уточняют и систематизируют знания, необходимые для успешного усвоения нового учебного материала. С этой целью им предлагается ряд вопросов, ответы на которые требуют припоминания и воспроизведения ранее усвоенных понятий и способов действий. Такое начало урока обеспечивает психологическую подготовку школьников к усвоению новых знаний.
На втором этапе занятия организуется изучение нового материала в соответствии с программой. Как правило, оно строится на сочетании беседы учителя с учащимися по наиболее сложным вопросам темы и самостоятельной работы последних с книгой (учебниками, справочниками).
Для закрепления и применения знаний на третьем этапе выполняются и решаются задачи производственной направленности.
На занятиях практического обучения продолжается формирование у учащихся учебно-трудовой активности и самостоятельности. Достигается это прежде всего за счет использования активных методов и приемов, направленных на развитие творческого мышления и смекалки.
На подготовительном этапе занятия мастер предлагает школьникам осуществить планирование предстоящей работы, а именно: наметить последовательность обработки изделия, выбрать необходимый режущий и измерительный инструмент и приспособления, определить режим обработки и т. п. Общими усилиями вырабатываются требования, предъявляемые к качеству продукции: точность обработки поверхности, величина шероховатости и др.
Практический этап характеризуется самостоятельной деятельностью учеников на рабочих местах. Совершая их обходы, мастер побуждает воспитанников к поиску эффективных приемов выполнения задания, высокому качеству и производительности труда, обучает приемам планирования предстоящих действий и самоконтроля, выявляет степень осознанности трудовых операций, оказывает необходимую помощь.
Заключительный этап проводится в виде беседы. Ее содержание — совместный анализ допущенных ошибок, выявление уровня знаний, умений и навыков у школьников, анализ и оценка качества выполненной работы.
Задача теоретического занятия состоит в том, чтобы углубить и расширить знания учащихся об операции сверления. Этому служит и его оснащение: на каждом столе учебник Н. И. Макиенко «Общий курс слесарного дела», «Справочник молодого слесаря», на доске — учебные таблицы по конструкции сверл, сверлильным станкам, у мастера — образцы необходимых инструментов, приспособлений.
Занятие начинается с обучения и систематизации имеющихся у школьников знаний. С этой целью им предлагаются такие вопросы и задания: приведите примеры деталей, имеющих отверстия. Какими физическими явлениями сопровождается процесс резания металлов? Какие виды движения необходимы для осуществления сверления? Почему при сверлении деталь необходимо прочно закрепить?
В ходе дальнейшей беседы учитель объясняет сущность операции сверления, устройство используемых при этом инструментов и приспособлений, приемы сверления — с помощью кондуктора, под углом к поверхности, отличающимся от 90°, глубоких и ступенчатых отверстий. Используя учебник и справочник, учащиеся самостоятельно знакомятся с режимами резания и правилами безопасности работы при сверлении.
Закрепление нового материала осуществляется в виде самостоятельной работы школьников по нескольким вариантам. Пользуясь учебным пособием и справочником, они записывают в тетрадях или продумывают ответы на полученные вопросы и задания. Например: определите режим резания при сверлении отверствий 0 16 мм в детали из серого чугуна НВ-190. Опишите последовательность действий рабочего при сверлении сквозного отверстия. Укажите основные правила безопасной работы при наладке и уборке сверлильного станка. Выполнение такой работы развивает способности учащихся применять приобретенные знания для решения практических задач.
Основная задача практического занятия по теме «Сверление» — формирование у школьников умений в выполнении операции сверления на основе осмысленных теоретических знаний. Для этого используются сверлильные станки, электро- и ручные дрели, заготовки, сверла диаметром 4, 5 и 10 мм, чертежи изделий и технологические карты. Получив учебно-производственное задание, учащиеся под руководством мастера определяют последовательность операций обработки детали, подбирают необходимый режущий и измерительный инструмент, ориентировочно устанавливают норму выработки, повторяют соответствующие правила технологии безопасности по обработке своей детали. Затем мастер демонстрирует рациональные приемы организации рабочего места, настройки станка на заданные режимы резания, установки детали и крепления сверла, его подвода при включенном двигателе и сверления заготовки.
В основной части занятия учащиеся закрепляют заготовку и инструмент, устанавливают необходимые режимы резания и, сделав пробное сверление, приступают к изготовлению полезной продукции. Обходя рабочие места, мастер контролирует соблюдение техники безопасности, используемые школьниками приемы работы, их осознанность, оказывает педагогически обоснованную помощь отдельным ученикам. В заключение занятия он анализирует результаты работы учащихся, оценивает их, раскрывает причины выявленных недостатков.








Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz