Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
официальный сайт МО
|
---|
Разделы
События Наши статьи Состав МО Цели и задачи МО Учебная работа Методическая работа Воспитательная работа Повышение квалификации Социальная практика Прочее |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ПРЕСНОГО ТЕСТА С УЧЁТОМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ ПО ФИЗИКЕ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА» автор Медведева Г.И. Агапова С.В. Вид урока: Интегрированный урок-исследование «технология + физика» с использованием компьютерных технологий. Тип урока: урок практического применения знаний. Цель урока: познакомить учащихся с инструментами, приспособ¬лениями и продуктами, используемыми при приготовлении мучных изделий; в ходе практической деятельности обучающихся повторить и обобщить начальные знания о строении вещества, сформировать навыки работы с измерительными приборами. Образовательные задачи: 1. Обучение способам проверки качества продуктов, используя физические знания. 2. Формирование технологических умений в приготовлении блюд из пресного теста. 3. Создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, расширения их умений при работе с разными материалами и физическими приборами в быту. Воспитательные задачи: 1. Развитие навыков коммуникативного общения. 2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство ответственности, трудолюбие. Развивающие задачи: Развитие аналитических способностей обучающихся в ходе практической в ходе практической деятельности. Оборудование: Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, инструктивно - технологические карты. Инструменты и приспособления: сито, мерный стакан, миски, кастрюли, миксер, деревянная ложечка, доска разделочная, скалка, формочки для печенья, противень, листы, формы для выпечки, кондитерский шприц, сковорода, продукты для приготовления пресного теста, рабочая тетрадь, учебник «Технология, 7-й класс», весы с разновесами, учебник «Физика, 7-й класс». Словарь: разрыхлитель, клейковина, пресное тесто, бисквитное, слоеное, заварное, песочное, молекула, диффузия, масса, миллиграмм. Ход урока: I. Организация урока. 1. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Сообщение темы и целей урока. Организация «открытой карты». «Карточка »– ведомость оценок, полученных ученицей в ходе урока за выполненные задания. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Учитель в конце урока их суммирует и выставляет итоговую оценку. II. Повторение пройденного материала. Опрос учащихся по карточкам: - Назовите основные продукты, используемые для приготовле¬ния теста. - Зачем необходимо просеивать муку? В чём заключается физическая суть данного процесса? III. Вводный инструктаж. Изучение нового материала. Санитарно-гигиенические требования. 1.Спецодежда для выполнения практических работ должна быть чистой. 2. Волосы должны быть убраны под косынку, руки вымыты с мылом. 3. К работе с пищевыми продуктами не допускаются учащиеся с ожогами, порезами на руках. Вступительное слово учителя технологии. Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Русские люди верили, что обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого. Ученик Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: Хлеб — всему голова В поле, в доме, в державе. Об изделиях из теста - важнейшем продукте питания че¬ловека, у нас сегодня и будет урок. Вступительное слово учителя физики. Вспомним, что физика-это наука о природе; а любой предмет, изучаемый в физике называют телом. Тело состоит из вещества. Основные свойства веществ на основе молекулярного строения выделим в кухне, в процессе приготовления блюд из пресного теста. В ходе работы попытаемся объяснить следующие явления: 1) соединение ингредиентов разных по строению; 2) изготовление из теста изделий разной формы и невозможность изменения формы с сохранением целостности в готовом твёрдом состоянии. Итак, изучаемым телом на этом уроке у нас будут хлебобулочные изделия. Хлебобулочные изделия Питательная ценность изделий из муки (сообщение учителя технологии) Хлеб и хлебобулочные изделия содержат белки, углеводы, аминокислоты, витамины, минеральные вещества. Показателями питательной ценности этих изделий является доста¬точно высокая калорийность и хорошая усвояемость организмом. Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале необходимо подготовить посуду и инструменты. Для замеса теста используют сито, мерный стакан, миски эма¬лированные или пластмассовые, кастрюли, деревянные ложки, миксер, взбивалки различной формы. Для разделки теста необходимы кухонные доски, скалка, фор¬мочки для печенья, дисковый нож. Для выпечки теста нужно иметь противень, листы и формочки. Для отделки изделий из теста используют кондитерский шприц. Учитель физики: 1. Какие физические приборы мы здесь используем? 2. Что называют физическими приборами? 3. О каких физических величинах пойдет речь? 4. что значит измерить величину? Физкультминутка Учитель технологии: Основным продуктом в приготовлении теста является мука. Мука – порошкообразный продукт, который получается в резуль¬тате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы. В зависи¬мости от вида зерна различают ржаную, пшенич¬ную, овсяную, гречневую муку. У муки пшеничной высшего сорта цвет должен быть белым с кремовым оттенком, у муки ржаной - серовато-белым. Мука не должна иметь привкуса. Мука будет нормальной влажности, если, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони. В зависимости от вида теста при приготовлении мучных блюд используются различные жидкости: вода, молоко, кефир. Поваренная соль является важнейшим вкусовым веществом, поэтому ее добавляют в небольших количествах даже в сладкое тесто. Яйца должны быть свежими, без трещин. Учитель физики: Ученики с помощью учителя физики объясняют: свежее яйцо тонет, потому что большая плотность; несвежее - заполнено воздухом, поэтому его плотность стала меньше, чем плотность воды. Слово учителя технологии: Виды разрыхлителей Углекислый газ, выделяе¬мый содой при нагревании, разрыхляет тесто. Учитель физики: Какие агрегатные состояния имеют исходные продукты теста? Учитель технологии: Сегодня на уроке вы познакомитесь с технологией приготовле¬ния изделий из пресного теста. Пресным называют тесто, приготовленное без дрожжей. Разрыхлителем для него служит сода. Из пресного теста приготавливают печенье, пирожные, торты, блинчики, пряники. Краткая характеристика некоторых видов пресного теста. изделие из песочного теста Технология приготовления теста: масло, сахар и соль растирают до пышного состояния, вводят муку и в качестве разрыхлителя - соду. Быстро замешивают тесто, раскатывают и выпекают либо пластом, либо отдельными фигурками. изделие из заварного теста Технология приготовления теста: тесто готовят из яиц, масла и заваренной в воде муки и используют для изготовления пирожных. изделие из бисквитного теста Технология приготовления теста: его готовят без разрыхлителя. В его состав входят мука, сахар, яйца. Белки, взбивают с сахаром, желтки растирают с сахаром, а после соединяются с мукой. изделие из слоёного теста Технология приготовления теста: масло соединяют с мукой, рубят ножом. Вливают воду с растворённой в ней солью, лимонной кислотой, добавляют яйцо и замешивают тесто. Скатывают шар, накрывают тканью и убирают в холодильник на 30-40 минут. Физкультминутка IV. Практическая работа Правила безопасности труда при пользовании жарочным шкафом 1. Перед включением жарочный шкафа проверить, открыв на 2-3 мин. 2. Во избежание ожогов не прикасаться к корпусу плиты. 3. Вынимать изделие из жарочного шкафа только после выключения плиты. 4. Время и режим тепловой обработки в жарочном шкафу задаются учителем. Класс делится на две бригады, каждая из которых получает инструкционную карту с заданиями. Первая бригада получает практическое задание приготовить тесто для домашнего печенья, технологическую карту и пакет с набором продуктов (мука - 300г, яйцо - 70 г, сахар -100 г, соль - 2 г, маргарин- 200 г, сода - 2г, сахарная пудра - 20г.). Технология выполнения работы: 1. Просейте муку через сито. 2. Масло разомните так, чтобы оно стало мягким, но не растекалось. 3. Яйца взбейте с сахаром. Для этого отделите желтки от белков. Белки поставьте в холодильник на то время, пока вы растираете желтки с сахаром. Растирайте их до тех пор, пока смесь не побелеет, а сахар растворится. Затем взбейте белки в крутую пену и соедините с растертыми желтками. 4. Соедините размягченное масло и взбитые с сахаром яйца, все перемешайте, чтобы образовалась однородная масса. 5. В полученную массу добавьте соду, ванилин и муку. Тесто должно стать крутым. 6. Раскатайте готовое тесто. С помощью форм вырежьте фигурки печенья, разложите их на противне. 7. Выпекайте в течение 15—20 мин. 8. Готовое печенье посыпьте сахарной пудрой. Вторая бригада получает практическое задание приготовить хворост, технологическую карту и пакет с набором продуктов (мука - 300 г, яйцо - 70 г, сахар -100 г, соль - 2 г, жир для жарки - 250 г, кефир - 100 г, сахарная пудра-20г.). Технология выполнения работы: 1. Замесить крутое тесто из муки, сахара, соли, желтков. 2. Раскатать тесто тонким слоем. 3. Нарезать тонкими полосками длиной 10 - 12 см, переплести их. 4. Разделочное тесто опустить в разогретый жир, прожарить до образования румяной корочки. 5. Шумовкой вынуть хворост из жира и положить их на сито, дав стечь жиру. 6. Готовый хворост посыпать сахарной пудрой. Перед выполнением работы обучающиеся должны получить «допуск»: 1. Блиц-опрос на проверку основных физических понятий и явлений по теме «Строение вещества» (по 5 вопросов каждой бригаде). I бригада 1) Из чего состоит мука? (из молекул) 2) Агрегатное состояние муки? (твердое) 3) Растворение соли в молоке – это… (диффузия) 4) Что из предложенных ингредиентов сохраняет объём, но не сохраняет форму? (желток) 5) Сколько килограммов в 200 граммах маргарина? (0,2) II бригада 1) Кристаллик сахара - это тело или вещество? (тело) 2) Агрегатное состояние молока? (жидкое) 3) Что будет с объёмом молока при нагревании? (увеличится) 4) Что сохраняет жир: объём или форму? (и то, и другое) 5) Сколько килограммов в 20 граммах сахарной пудры?(0,02) 2. Определить цену деления весов. Определить цену деления мерного стакана. Бригады замешивают тесто, взвешивая все составляющие. Затем определяют массу всего теста, сравнивая её с вычисленной суммой используемых продуктов. Полученное тесто делится на порции равной массы и из 3-х частей в каждой бригаде формируется изделие в виде круга с помощью стаканов одинакового диаметра. Остальные порции произвольной формы. В процессе работы учитель технологии проводит текущий инструктаж. Учащиеся изучают технологию приготовления теста домашнего печенья и хвороста и отвечают на вопросы учителя. - Какой разрыхлитель используется в данном виде теста? - Расскажите порядок приготовления теста? - Духовой шкаф включают до приготовления теста или после и почему? - С какими опасными инструментами и оборудованием вы се¬годня будете работать и чем они опасны? - Что нужно сделать в первую очередь, если вы получили ожог? За каждый правильный ответ ученик ставит себе балл. Готовка бригадами заданных блюд, на что потребуется 10-15 минут. В это время проводится физическая разминка: 1. «Советы физиков» (домашняя заготовка) I бригада Кстати, чтобы печенье дольше оставалось теплым советуем выложить его на деревянную поверхность и накрыть полотняной салфеткой (дерево и ткань плохо проводят тепло). II бригада Кстати, чтобы чай дольше оставался горячим, в него кладут сахар сразу, как только налили (Чем выше температура тела, тем большее количество теплоты оно отдает окружающей среде. Если сахар положить сразу, то температура чая понизится, и тепла будет отдано окружающей среде меньше). 2. Занимательные опыты. I бригада II бригада По окончании приготовления блюд, учащиеся сервируют столы и проводят дегустацию хвороста и печенья. Учитель физики: 1. Сравните массу и объём готовой продукции одинаковой формы 2. Ответьте на вопрос: почему легко соединяются кусочки теста и не соединяются куски печенья или хвороста? Вывод: а) при одинаковой массе объём различен, так как молекулы хвороста расположены дальше друг от друга, чем молекулы печенья; б) молекулы теста можно приблизить на такие расстояния, на которых действуют силы взаимодействия между молекулами, а в твёрдом состоянии (готовая продукция) нельзя. VI.Заключительный инструктаж. 1. Самоанализ деятельности учащихся. Проводя самоанализ, учащиеся должны ответить на вопросы: - Чему научились сегодня на уроке? - Сможете ли вы применить свои знания дома? - Насколько вкусными получились у вас мучные изделия? - Какие трудности были при приготовлении выбранных блюд и как вы их преодолели? 2. Выставление оценок, их аргументация. 3.Убрать рабочее место, сдать дежурному. VII. Домашнее задание: учебник «Технология, 7 класс»: § 7, с. 36-40; учебник «Физика, 7 класс»: §§ 7-12, стр. 16-29(повторить). |