Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
автор Есипович Е.А.






Одной из важнейших общественных задач всегда было образование и воспитание подрастающего поколения. Общество и школа неотделимы друг от друга, поэтому можно сказать, что общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно намерено жить. Интересует ли нас, как и чему учат наших детей , которые составляют будущее государства?
Родители, спрашивая ребенка о проведенном в школе дне, поинтересуется его успехами в математике, иностранном языке, возможно, поведением и все. Кто спросит его об успехах в музыке или изобразительном искусстве? Большинство из родителей по сей день называют эти уроки «пением» и «рисованием» и сильно удивляются, что таких предметов в школьной программе не существует. Многие склонны считать, что в наше время важно знать математику, английский и информатику. Какое там искусство? Без него вполне можно обойтись. И даже не все работники образования помнят, что на формирование сознания, души ребенка именно искусство оказывает неизмеримо большее влияние, чем все другие школьные предметы.
А ведь мало кто задумывается (возможно, просто не знает), что еще с древнейших времен эстетическое, и особенно музыкальное искусство, было либо основой, либо неотъемлемой частью любой системы образования. 25 веков назад Конфуций писал: «Если хотите узнать, как страна управляется, и какова её нравственность, прислушайтесь к её музыке»
Легенды, сказания, мифы всех народов сообщают нам о том, что именно боги или культурные герои принесли людям музыку и музыкальные инструменты. До нас дошли легенды о волшебной целительной силе звуков Орфея, Коркута, Садко. Неспроста в древности считалось, что мелодии - это «существа, созданные Богом». Многие музыкальные инструменты были священными для народов, их тембры исцеляли, воодушевляли на подвиги. Современные теории признают, что музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней бытия, самых высоких, священных чувств, сопровождала человека в важнейшие моменты его жизни. И неудивительно, что во все времена музыкальному воспитанию придавалось особое значение.
Давайте обратимся к древним грекам. Именно они первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. «Отец комедии» Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические.
Что понималось под мусическим образованием? Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности.
Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По его мнению, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения её словами, заключает в себе этические свойства. Между тем, как ни краски, ни запахи, на вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают».
На Востоке музыка была основой духовного образования, как в храме -- одной из основ богослужения. Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры в России оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, не смотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.
С чем мы столкнулись сегодня? Современная научно-техническая революция подарила человечеству чудеса науки, о которых он разве что мог мечтать. И в их числе возможность аудиозаписи и воспроизведения - от допотопных фонографов XIX века до современной цифровой аппаратуры. И как любая современная техническая «игрушка» человечества, все это ловушка для незрелой души. Вдумаемся, с древнейших времен музыка была праздником, и лишь сейчас она стала повседневностью, обыденностью. Страшно прислушиваться к той музыке, которая пронизывает энергетическое пространство цивилизованного мира.
Мелодии современных шлягеров примитивны, невыразительны, назойливы. К тому же важнейшей особенностью современного музыкального шоу, особенно рок-концерта, является громкость музыки, сопоставимая с ревом двигателя реактивного самолета. Установлено, что от этого повышается давление, ухудшается слух, а также меняется социальное поведение. Вот такая музыка звучит постоянно вокруг нас — дома, на работе, на улице, в транспорте, в местах отдыха. Сейчас не музыка, а тишина стала драгоценностью, редким и ценным даром. Выросло поколение людей, которое не переносит тишины, боится её.
Очень большое значение имеет музыкальное развитие ребенка в семье. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно: ребенок духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Музыка сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. В одной из своих работ великий русский критик В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать это на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.
Ребенок естественен в своем стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечет, поведет маленького человека за собой. Из какого родника он будет черпать силы? Безусловно - это красота самого мира.
Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Этическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений. А музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает все то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» - писал П.И.Чайковский.
В результате общения с музыкой, ребенку передается её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Именно музыка, по моему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребенка -актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Хочется обратиться к словам известного педагога и воспитателя В.А.Сухомлинского: « Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - - маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание -- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.»








Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz