|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1-7 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
автор Есипович Е.А.
При традиционном подходе музыкальное воспитание рассмат¬ривается как «процесс передачи опыта музыкальной деятельности но¬вому поколению», результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества.
А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека". Такой взгляд на характер музыкального воспитания в школе является непродуктивным. Он не соотносится с современными тенденциями человекоориентированного образования, так и с особенностями восприятия музыки, при котором индивидуальный фактор является определяющим.
Реализовать современные дидактические стратегии в музыкаль¬ном образовании возможно, опираясь на основные положения гуманитарно-деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объекта¬ми его наполняющими, другими людьми. Гуманитарная и деятельностная составляющие в данном подходе представляют не их механи¬ческое соединения, а единство. Своеобразие данного подхода раскры¬вается через содержательно-смысловые особенности каждой из них.
Гуманитарная составляющая в данном подходе говорит о том, что человек является началом, законодателем, исходным побудителем всех взаимосвязей, осуществляемых в образовательном процессе. Деятельностная составляющая акцентирует внимание на дея-тельном бытие человека. При этом человек воспринимается не как «оторванный» от своей деятельности, а как являющийся ее собствен¬ником, творцом, организатором, т.е. деятельный субъект.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
В традиционной системе музыкального образования музы¬кальная деятельность рассматривается как формы реализации про¬граммного содержания. В числе этих форм выделяют слушание, пе¬ние, движение под музыку и т.д. Их рассматривают как ту непосред-ственную причину, которая определяет требования как к учителю, так и к учащимся. Дети поют, играют, слушают, выполняя эти действий как требования, пришедшие извне. При этом их способности, возможности «подгоняются» под эти требования. Соответственно детей мож¬но разделить на поющих и гудошников, музыкальных и немузыкаль¬ных, способных и неспособных.
В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, как субъект и объект в музыкальной деятельности, находятся в непосредственном контакте. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую должен учитель.
В педагогике сложилась практика традиционно выделять три преподавательские цели урока: обучения, развития и воспитания.
-Цели обучения направлены к тем точкам, которые непо¬средственно «завязаны» на предметном содержании (содержание музы¬ки, способы воссоздания музыки, способы взаимодействия с музыкой).
-Цели развития направлены к тем точкам (наглядно-образное, музыкальное мышление, эмоциональную отзывчивость, чувственные ощущения, звуковысотное представление и т.д.), кото¬рые являются психологическими механизмами многосторонних спо¬собностей (интеллектуальных, художественных, практических).
-Цели воспитания направлены на изменения личностных качеств учащихся, т.е. тех, которые способствуют формированию личностных установок, толерантного отношения, этических норм по¬ведения, эстетических оценок, эстетического вкуса и т.д.
В конкретном уроке музыки эти цели могут быть представлены следующим образом.
Урок в 3-м классе
по теме «Визитные карточки» музыкальной культу¬ры разных стран»
Цель обучения - сформировать представление о классических образцах музыки принадлежащей различным национальным культурам.
Цель развития - на основе чувственных ощущений научить отличать разный национальный колорит музыки.
Цель воспитания - возбудить интерес к поиску музыкальных приме¬ров, являющихся «визитными карточками» различных национальностей.
ЗАДАЧА есть шаг по направлению к достижению цели урока, который связан с определенным способом обучения и конечным результатом. Определение задач учителя может осуществляться двумя способами: линейным и веерным.
При линейном способе задачи соответствуют логическим этапам разворачивания программного содержания урока. Формулируя задачи урока для каждого из периодов активного внимания, выделяется доминирующая точка в каком-либо из аспектов триединой цели.
Урок музыки в 1-м классе.
Цель - сформировать чувственное ощущение метроритмической пульсации в музыке.
Задачи:
• научить выделять ровные музыкальные шаги;
• научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения, контро¬лируя свои ощущения равномерного шага;
• сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
• обучить разным способам воспроизведения музыкального шага в движении (с высоким коленом, приставной);
• побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов тени и тишины в исполнении на тамбурине и треугольнике;
• возбудить интерес к осознанному вычленению музыкальных шагов и танцевальных упражнениях.
При веерном способе задачи выделяются в каждом отдельном аспекте цели (обучение, развитие, воспитание). Эти задачи проходят через все этапы урока. Временные сроки их достижения не одинако¬вы. Выделяя эти задачи, учитель может ориентироваться на этапы восприятия музыки (целостный - дифференцированный – ценностно-смысловой).
Тема «Не молкнет сердце чуткое Шопена... », 4-й кл.
Цель (обучающий аспект) - сформировать представление об особенно¬стях композиторского творчества Ф. Шопена.
Задачи:
• научить определять в звучании особенности музыкального жанра «полонез»;
• сформировать наглядно-образное представление музыкального текста;
• через групповые формы работы обучить умению коллективно раз¬мышлять о музыке и ее авторе.
В педагогической теории и практике современного образования разработаны разные дидактические приемы, способствующие формированию ученической цели на уроке. К числу таких приемов относятся проблемный вопрос и творческое задание.
Проблемный вопрос - тот, который вызывает интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Три основных требо¬вания к проблемным вопросам:
• должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными по¬нятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвое¬нию в определенной учебной ситуации;
• содержать в себе познавательную трудность и видимые гра¬ницы известного и неизвестного;
• вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ра¬нее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Возможные варианты проблемных вопросов:
• Если музыкальные звуки живут повсюду, как определить где находится Родина музыки?
• Музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?
• Можно ли определить границы между музыкой разных народов?
Творческие задания активизируют творческое мышление учащихся. Такие задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность. Для составления творческих заданий можно использовать реальные ситуации из окружающей жизни детей.
Возможные варианты творческих заданий:
-Предложите идею памятника музыкальному сочинению К.Сен-Санса «Карнавал животных».
-Придумайте новый вид музыкальной формы.
-Каким способом без помощи голоса человек может исполнить песню?
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы музыкального воспитания – это способы взаимосвязанной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, осуществляемые на уроке музыки. В структуре методов музыкального воспитания можно выделить способы преподавания и способы обучения.
Методы стимулирования и мотивации учения
Метод музицирования - связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности человека. Ме¬тод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, уме¬ний. Музицирование, помимо инструментов, может осуществляться с помощью двигательных уп-ражнений, танцевальных движений. Сегодня, помимо традиционных, в музицировании могут использоваться и компьютерные средства, нотный и звуковой редакторы, MIDI, синтезатор.
ПУ - практическое задание, игровая ситуация, объяснение.
Пу - подражание, вслушивание, упражнение, импровизация.
ФВ - коллективная, групповая, индивидуальная.
Метод соучастия - позволяет приобщиться к коллектив¬ным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
ПУ - объяснение, учебная задача, практическое задание.
Пу - упражнения, игры, технические этюды, моделирование ре¬альной ситуации. коллективные.
Метод импровизации — связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения вне зависимости от уровня их техниче¬ской сформированности, показать возможности своего воображения, фантазии. В импровизации ребенок осваивает множество версий звуковысотной комбинаторики и соединяет их в практике сиюминутного создания некоего музыкального явления. Средствами импровизации являются слова, цепочки слов, фразы, служащие в дальнейшем для составления моделей ритмических фигур, литературные произведе¬ния, простые формы фольклора (пословицы, присказки, считалки, дразнилки). На последующих этапах средствами импровизации могут стать голос, музы¬кальные инструменты, синтезатор, компьютерные средства.
ПУ - проблемная ситуация, практическая задача, игровая ситуация.
Пу - подражание, эхо, игра, соревнование.
ФВ - индивидуальные, групповые, фронтальные.
Метод «учебный брейнсторминг» (мозговой штурм) - направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
Используя данный метод, можно так же активизировать деятельность учащихся на продуцирование новых идей. Метод имеет три фазы в своем осуществлении: 1) создание «проблемного поля» или банка идей (проблемное поле - «предложите музыкальные произ-ведения для записи диска, предназначенного для инопланетян», или банк идей - «из каких материалов можно сделать музыкальный инструмент в домашних условиях»); 2) анализ проблемы или идей, 3) обработка результатов. Средства, необходимые для реализации метода, - фрагменты музыкальных произведений, литературных сочинений, вы¬сказывания известных людей.
ПУ - творческая задача.
Пу - «морфологический анализ», «случайные ассоциации»
ФВ - групповые.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций
Метод «художественного движения» - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей разви¬тия музыкальных образов. Средствами метода являются музыка, слово, движе¬ние. Движение - определяющее средство данного метода. Его задача - перевести звук на язык движений. Музыка в данном методе первична, т.е. не музыку ищем для движения, а движение для музыки.
ПУ - объяснение, словесные подтекстовки.
Пу - упражнения, построенные на основе слова, музыки, движения.
ФВ - индивидуальные и коллективные.
Метод музыкальных композиций - связан с пости¬жением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, "жанр, тема. Средствами учащегося явля¬ются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, элек¬тронные средства (компьютер, синтезатор).
Создавая композиции, учащиеся могут ориентироваться как на замысел композитора, то¬гда достигнутой целью будет освоение содержания мира музыки, или собственный замысел, при этом достигнутая цель меняется.
ПУ - проблемные задания, рассказ, пояснение.
Пу - создание замысла, конструирование из готовых моделей, подбор аналогов, вокально-инструментальные импровизации или ва¬риации на заданную тему.
ФВ - индивидуальные, групповые.
Метод «музыкальный театр» - направлен на постижение целостного музыкального содержания (духовная сторона + предметная сторона + интерпрета¬ция). Средства - звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. «Музыкальный театр» помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с му¬зыкальным искусством, когда дети не умеют еще говорить о музыке.
ПУ - ролевая игра, практическая задача.
Пу - инсценировки, драматизации, этюды, мини-спектакли.
ФВ - групповые, коллективные.
Метод погружения - позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизнен¬ные ситуации, содержание которых могло бы быть связано или было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируют¬ся на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.
ПУ - рассказ, проблемное задание, учебная задача.
Пу - способы мыслительных действий: анализ, сравнение, со¬поставление, обобщение, оценка.
ФВ - индивидуальные.
Метод фонопедических упражнений - направлен как на развитие качественных характеристик голоса (певческого или (речевого), так и на формирование певческо-исполнительских навыков. Метод реали¬зуется на основе комплекса интонационно-фонопедических упражне¬ний и упражнений на ГСДК (голосовые сигналы доречевой коммуни¬кации).
ПУ - игровые ситуации, практические задания, разъяснение, на¬глядный показ.
Пу - упражнение.
ФВ - фронтальные, коллективные.
Метод имитационного моделирования - направ¬лен на освоение норм, правил, способов создания музыкального про¬изведения или возможности его исполнительского воплощения. Ими¬тационное моделирование есть условие, которое позволяет в сжатом виде воспроизвести точно или с видоизменением процесс создания музыкального произведения или условия, в которых оно исполняется. Средствами имитационного моделирования могут быть небольшие фрагменты или целые музыкальные произведения, фрагменты литературных произведений, где есть ситуации связанные с музыкой, карти¬ны художников с изображением музыкантов, картины и фотографии природы. Возможные приемы конструируются как реальные ситуации из жизни человека, объединенные общей темой или замыслом, напри-мер, встреча композитора и исполнителя (беседа, размышление, соз¬дание исполнительского замысла, презентация своего творчества).
ПУ - учебная задача, проблемные вопросы.
Пу - анализ конкретной ситуации, дискуссия, диалог.
ФВ - индивидуальные, групповые.
Метод проектов - позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и воле¬вые качества, интересы предпочтения. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни страны, историей создания музыкаль¬ных сочинений и т.д.. Это одно из условий реализа¬ции метода проектов. Достигнутая цель должна быть представлена кон-кретным результатом, т.е. воплощенным образом проекта. Средства реализации зависят от типа проекта: информационный, исследователь¬ский, творческий. Так, например, в информационном проекте, связан¬ном с созданием видеофильма (компьютерного) о Большом театре, средствами его реализации являются книги, Интернет-ресурсы, аудио¬записи, фотоальбомы, компьютер. Действия, совершаемые учащимися, связаны со сбором информации, ее анализом и выстраиванием в опре¬деленной последовательности, оформлением страничек презентации и подготовкой к ее публичной презентации. В результате учащиеся при¬обретают новые знания, развиваются коммуникативные умения, формы мышления, связанные с обработкой информации, формируются умения публичной защиты своих результатов деятельности.
ПУ - проблемная ситуация, имитационно-деловые игры. .
Пу - анализ, вычленение, сопоставление, обобщение.
ФВ - индивидуальные, групповые.
Метод «пластическое интонирование» - направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью дан¬ного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела. В этом методе чувственное и рациональное со¬единяются в единых действиях. Средства реализации метода - музыка, жест. «Пластиче-ское интонирование» - выражение музыки в жесте. Очевидные соответствия жеста и музыки:
• восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опус¬кающиеся руки;
• завершение музыкального развития - руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
• движение в направлении гармонического или мелодического не равновесия - руки движущиеся вовне;
• движение в сторону гармонического или мелодического равновесия - движения руками внутрь;
• кульминационные точки - руки вытянутые над головой;
• секвенция - повторяющиеся движения, восходящие или нис¬ходящие и т.д.;
ПУ - наглядный показ, практическая задача, учебное задание, игровая ситуация.
Пу - свободное дирижирование, «зеркала», пластические этюды. ФВ - фронтальные.
ФВ - фронтальные.
![](spacer.gif)
ПРИЕМЫ
Мир музыки наполнен различными понятиями, явлениями, значениями, которые дети учатся распознавать, анализировать, сравнивать между собой. Выделим приемы, которые позволяют учащимся научиться понимать музыкальный текст.
Прием визуализации. Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления. Средствами визуализации являются различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение, пластическое движение (руки, тело).
Прием «музыкальная палитра». Палитра - есть наглядная представленность всех возможных элементов музыкальных средств (композиционных, выразительных, ценностно-смысловых). Слушая произведение, дети сами составляют музыкальные палитры, которые могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Количество элементов в музыкальной палитре зависит оттого, какие музыкальные средства вычленят в момент слушания учащиеся. Средством реализации данного приема являются специальные карточки.
Прием «партитура прогнозов», или «слушание с остановками». Слушание с остановками учит ребенка предвидеть музыкальный текст, «думать вместе с композитором», учиться анализиро¬вать отдельные элементы музыкального текста. Прием основан на активизации внимания, памяти, представлений. Главный ответ, который необходимо найти учащимся, «почему именно эти средства?» Средством реализации приема является модель готовой партитуры, созданной из элементов музыкальных средств. В партитуре пропущен какой-либо элемент, на нем и концентрируется внимание учащихся. Видимое и слышимое соотношение между элементами позволяет найти ответ о необходимости выбора автором того или иного музыкаль¬ного средства.
Прием «снежный ком». Позволяет учащимся в условиях
коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Научиться переводить слышимое в слова совсем непросто. Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования.
Слова подбираются на основе какого-либо одного признака (мяг¬кий, колючий или статичный, оканемевший).
Таким образом, музы¬кальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.
Преимущества тестовых форм контроля
Тесты являются одним из многочисленных форм контроля, используемых в процессе обучения. Традиционной формой проверки на уроках музыки стали викторины. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой. В отличие от тестов, варианты ответов не даются испытуемым, а предъявляются ими в свободной форме.
Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:
1.Индивидуальный характер контроля, возможность осуществ¬ления контроля музыкальной и учебной деятельностью каждого ребенка.
2.Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
3.Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
4.Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический! тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
5. Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.
6.Учет специфических особенностей учебного предмета и от¬дельных его разделов за счет применения современных мето¬дик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
7.Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.
8.Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
9.Стандартизованность тестового контроля, возможность раз¬работки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стан¬дартов.
10.Высокая надежность тестового контроля, позволяющая гово¬рить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка.
11.Тестовые формы контроля как средство стимулирования сис¬тематической деятельности учащихся на уроке.
![](spacer.gif)
6.6. Формы тестовых заданий
Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.
Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения.
Тестовые задания с выбором ответа
• Эти задания состоят из двух частей: первая - содержит поста¬новку проблемы, вторая - варианты готовых ответов. Неправильные ответы называют дистракторами или ошибками.
• Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.
• Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполне¬нию. Если тестирование проводится с помощью бланков, то инструк¬ция может иметь следующее содержание: обведите номер (букву) правильного ответа. Если тестирование осуществляется с помо¬щью компьютера, для знакомства с инструкцией может быть исполь¬зован звуковой комментарий. Если в тестировании используются зву¬ковые фрагменты, инструкция будет содержать следующую информа¬цию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву пра-вильного ответа.
• Тестовые задания с выбором ответа имеют различные варианты.
Задания с двумя ответами
• Ответы на эти задания основаны на утверждении того, что явля¬ется верным. Среди двух ответов один - ошибка, другой верный. Та¬кие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов. Во входящих тестах, они выполняют роль экспресс-диагностики.
• Основные требования для составления тестовых заданий: 1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмыслен¬ность или неясность формулировок;
• основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов;
• задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;
• все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины;
• номер места для правильного ответа выбирается в случай ном порядке;
• из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
• в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., т.к. в отдельных случаях они спо¬собствуют угадыванию правильного ответа;
• из числа тестовых исключаются задания, содержащие оцeночные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;
• основная часть задания формулируется в форме утверждения.
Задание 1. Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, орато рия, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет?
Задание2. Согласны ли вы, что автором этого произведения является П. И. Чайковский:
а) согласен (а);
б) не согласен (а)?
Задания с тремя ответами
Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предла¬гаемых трех вариантов ответа. Такие формы тестовых заданий могут использоваться во всех типах тестов. Наиболее эффективна их роль при составлении текущих и промежуточных тестов. Отличие от первой формы тестовых заданий заключается в уменьшении вероятности уга¬дывания правильного ответа. Здесь число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.
Задание 1. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» есть три чуда. Какое из чудес вы сейчас слышите:
а) Тридцать три богатыря;
б) Царевна-лебедь;
в) Белочка?
.
Задание 6. Как называется сообщество музыкантов, членами ко¬торого были М. П. Мусоргский, Ц. Кюи, М. А. Балакирев:
а) «Единая Россия»;
б) «Могучая кучка»;
в) «Мир искусства»
Задание 10. К образу, каких царей в своем творчестве обращает¬ся М. П. Мусоргский:
1) Петр 1;
2) Борис Годунов;
3) Царь Горох?
Задания с выбором нескольких правильных ответов
Такие задания используются в текущих типах тестов для про¬верки классификационных и фактуальных знаний. При этом количе¬ство правильных ответов может не указываться. С одной стороны, это делает выполнение теста затруднительным для учеников, с другой - создает «соревновательный азарт», что повышает познавательную ак¬тивность. Возможно также включение данных тестовых заданий в промежуточные и итоговые типы тестов. В этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трех (двух) правильных ответов.
Задание 1. Литература «дружит» с музыкой в:
а) опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;
б) «Курских песнях» Г. Свиридова;
в) романсе «Жаворонок» М. И. Глинки;
г) Концерте № 1 для фортепиано с оркестров П. И. Чайковского;
д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона.
Данные формы тестовых заданий имеют сложности в их оценке. Необходимо решить, какой вклад внесет каждый правильный ответ тестового задания в общую оценку. Чаще всего эта оценка равна сум¬ме каждого правильного ответа.
Задания на выбор неправильного ответа
Когда ошибок слишком мало, легко угадать правильный ответ. Поэтому заданием может стать выбор неправильного ответа. В этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправиль¬ного ответа. Ошибочный ответ не может быть интерпретирован как правильный.
Задание 2. Кто из композиторов не относится к художественно¬му стилю в музыке, называемому «Венские классики»:
а) В. Моцарт;
б) И. Штраус;
в) И. Гайдн;
г) Л. Бетховен?
Задание 4. Какой из звучащих фрагментов опер не принадле¬жит М. И. Глинке:
а) хор «Славься»;
б) увертюра из оперы «Руслан и Людмила»;
в) хор «Слава»;
г) ария Ивана Сусанина?
Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жан¬ру бардовской песни:
а) «Музыкант»;
б) «Вершина»;
в) «Под музыку Вивальди»;
г) «Калитка»?
-Тестовые задания на установление соответствия
-Тестовые задания на установление правильной последовательности
-Итоговые тесты
Скачать презентацию урока
|