|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ ШКОЛА
автор Медведева Г.И.
Принцип деятельностного подхода к воспитанию - один из важнейших в отечественной педагогике. Его суть в том, что только в деятельности развивается ребенок, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. Добавим, что в деятельности он учится защищаться и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.
Такой взгляд на деятельность соответствует природе человека. Ведь здоровый ребенок рождается подвижным, энергичным, деятельным. Это в нем заложено как потребность, это главное условие его развития, как, впрочем, и всего живого. Советской школой наработаны сотни организационных форм деятельности учеников. Трагедия современной школы в том, что вместе с прежними детскими организациями из нее ушла деятельность. И пока здесь зияет пустота.
Что же такое школьная деятельность? Это учеба, общешкольные и классные воспитательные мероприятия, внеурочные занятия в кружках, секциях, клубах. Здесь трудно придумать что-либо новое. Важнее вывести некие педагогические закономерности организации школьной деятельности, основывающиеся на законах природы человека и, конечно, с учетом опыта отечественной школы.
Что такое хорошая школа с точки зрения организации детской деятельности? Деятельность человека можно представить в пяти видах: интеллектуальная (учебная); физическая (мышечная); эмоционально-волевая (лидерская, организаторская); образно-чувственная (художественная); коммуникативная (общение).
Все это может быть реализовано в школе, значит, школьная жизнь вполне дает возможность для становления и развития личности. Важно только соблюдать при этом некоторые условия.
Первое: в школе должны быть представлены все виды деятельности, а не только учебная, в которой не все дети могут быть одинаково успешны, но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое творчество, свободное общение. Каждый ученик должен знать: в школьных кружках и секциях есть для него место, его ждут, он там нужен.
Второе: школьник может, пробуя себя, познавая, выбирать занятие по душе, по способностям (известно, что ребенок любит делать то, что у него лучше всего получается, - там лежат его задатки).
Третье: детскими объединениями руководят не любители (с целью «подработать»), а профессионалы. Их задача - не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит.
|