Методическое объединение учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и автодела
школы №24 г.Старый Оскол

официальный сайт МО

Разделы

События

Наши статьи

Состав МО

Цели и задачи МО

Учебная работа

Методическая работа

Воспитательная работа

Повышение квалификации

Социальная практика

Прочее


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АВТОДЕЛА
автор Багрова З.Г.






Современное общество предъявляет к школе повышенные требования. Ведь школа сегодня – не просто образовательное учреждение, а социокультурный институт, представляющий интересы как государства, так и сообщества. Развивающемуся обществу сегодня нужен человек образованный, нравственный, предприимчивый; человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способный к сотрудничеству; человек, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны, и являющийся истинным профессионалом своего дела.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка, литературы, в процессе профессиональной подготовки учащихся. Наша школа является ресурсным центром по профессиональному обучению, 156 обучающихся школы выбрали профессию «Водитель автомобиля категории «В». В школе создана хорошая материально-техническая база для изучения автодела. Имеется два кабинета для прохождения теоретического обучения: кабинет для изучения правил дорожного движения оснащен 12 компьютерами с программным обеспечением для контроля знаний кандидатов в водители по всем видам подготовки, а также для изучения нового материала. В кабинете имеется мультимедиапроектор с дистанционным управлением, интерактивная доска. На стеклянных стендах изображены дорожные знаки и линии дорожной разметки, имеется схема расположения учебной точки с указанием средств регулирования, действующие модели светофоров. В классе по изучению устройства автомобиля имеется В большом ассортименте отдельные узлы и агрегаты изучаемых автомобилей. Автодром на территории школы предназначен для обучения практическому вождению.
Использование ИКТ в профессиональной подготовке старшеклассников дает возможность учителю, существенно повысить эффективность обучения, расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально-значимым и актуальным.
При составлении рабочей программы по предмету учитель разрабатывает компьютерную поддержку предмета, определяет какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных программ. Компьютер при этом используется с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока.
В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Презентацию на уроке можно превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. С большим удовольствием учащиеся сами готовят презентации, в 2008-2009 учебном году только учащимися 11 классов было подготовлено 35 презентаций по различным темам: «Предупреждающие знаки», «История Горьковского автозавода», «Отечественные автомобили», «Устройство автомобиля», «Дорожная разметка» и другие.
Методика использования компьютерных презентаций на уроках автодела предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации обучения; улучшение качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе; демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).
Особое место в профессиональном образовании сегодня занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Реализуя на практике метод проектов, учителя изменили свои позиции: из носителя готовых знаний они превратились в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников, которые переориентируются на разнообразные виды самостоятельной деятельности, приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера. Работая над конкретной темой, учащиеся не только расширяют свой кругозор, но у них повышается мотивация к изучению учебного предмета. В этом году ребята работали над двумя темами проектов «Какой купить автомобиль» и «Автомобили 21 века».
Для формирования мотивов дальнейшей познавательной деятельности к обучению автодела педагоги используют различные электронные учебники: «Экзамен в ГИБДД», «Оказание первой медицинской помощи», «Учебник водителя категорий «А» и «В»с экзаменационными задачами», «Виртуальное вождение», «Учебный видеокурс по правилам и бесопасности дорожного движения» и другие. Данные учебники обеспечивают оптимальную для каждого обучающего последовательность и объем различных форм работы с курсом, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, отработки навыков решения типовых задач, проведения самостоятельных исследований и экономят время, необходимое учащемуся для изучения курса.
В автоклассе имеется автомобильный тренажерный комплекс, который позволяет развить координацию и подвижность стопы обучающегося при педалировании, изучить и довести до автоматизма технику переключения передач, смоделировать различные условия городского движения (извилистая дорога, оживленная трасса, пробки, оживленное движение пешеходов, обгон), различные дорожные условия (сухой и мокрый асфальт, гололед, день, ночь).Использование данного компьютерного тренажера позволяет уменьшить износ деталей учебных автомобилей, снизить расход горюче-смазочных материалов и самое главное отработать навыки профилактики ДТП.
Обучающиеся охотно включаются в выполнение творческих заданий , так в этом году учащиеся десятых классов участвовали в конкурсе по изготовлению баннеров по безопасности дорожного движения, в конкурсе плакатов, видеороликов. Применение новых информационных технологий в профессиональном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения старших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.


Список литературы
1.Броневщук С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пос. для руководителей и учителей сельских школ. — М.: АРКТИ, 2000.
2. Гузеев В. В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 — 96 с.
3. Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др.. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. — М.: Просвещение, 2004.









Сайт школы №24 официальный
Вконтакте
Hosted by uCoz