|
Разделы
События
Наши статьи
Состав МО
Цели и задачи МО
Учебная работа
Методическая работа
Воспитательная работа
Повышение квалификации
Социальная практика
Прочее
|
|
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
автор Багрова З.Г.
Творческой группой было проведено исследование структуры управления образовательным учреждением, функции управления образовательным учреждением, функциональные обязанности участников управления образовательным учреждением.
С 1994 года встречаются названия новых органов управления: Большой совет школы (который, вероятно, заменил Совет школы), Совет детской организации (аналог Комитета комсомола и Совета дружины). Совет школы начинает брать на себя роль организатора главных мероприятий школы, подводит итоги конкурсов, решает вопросы морального и материального стимулирования, анализирует итоги работы школы по полугодиям. В 1999 году впервые появляется схема управления школой, которая отражает принцип демократизации в управлении школой. Совет школы и директор в центре, а не во главе. Все органы управления взаимозависимы, однако непонятно, как Совет школы руководит учреждением. Думаем, что данная схема отражает скорее желание, перспективу, а не реальное положение дел. Кроме того, полномочия многих органов управления не определены ни в Уставе, ни в каких-либо других документах. Это, разумеется, создавало неразбериху в деятельности школы и снижало результативность.
В Уставе школы 2002 года названы несколько органов управления: Совет школы, Попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет. Право на оперативное управление принадлежит директору школы. Деятельность всех органов, их полномочия, регламент тщательно прописаны. Главным органом управления назван Совет школы, однако список его мероприятий занимает полстраницы плана.
В структурной модели управления в качестве структурного подразделения представлен Совет лицейских классов, который на сегодняшний день утратил свои функции в связи с введением профильного обучения.
Новая образовательная ситуация предполагает отработку новой структуры и технологии управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержании деятельности учреждения.
Существенные изменения управления учреждением происходят в 2006 году. Ст.5 Устава гласит, что общее руководство учреждением осуществляет Управляющий совет.
Управляющий совет - это коллективный орган государственно-общественного характера управления учреждением, который носит демократический характер управления. В состав этого органа управления входят, кроме педагогов и учащихся, родители, представители учредителя, общественных организаций, местного сообщества, спонсоры. Новшеством является то, что Управляющий совет (УС) не может возглавить директор школы. Характер полномочий УС показывает, что этому органу управления действительно принадлежит главная роль в школе, так как он утверждает все документы, благодаря которым функционирует образовательное учреждение, начиная от программы развития и заканчивая финансовыми документами.
Кроме Управляющего совета, в списке органов управления, представленных в Уставе, подробно регламентирована деятельность педагогического совета, Попечительского совета, родительского комитета, органов ученического самоуправления и ученической организации.
Рассмотрим, как происходит разграничение полномочий между некоторыми органами управления образовательным учреждением.
Что касается директора школы, то закон об образовании (п.5 ст.35) указывает, что раз-граничение полномочий между советом и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. Так как формы самоуправления в законе не определены, то под советом (п.2 ст. 35) понимают попечительский совет, педагогический совет или иной другой совет, т.е. также и управляющий совет.
Вопросами организации и контроля за образовательным процессом занимаются Управляющий совет, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет. Естественно, всё это вносит неразбериху в деятельность школы, а фактически приводит к тому, что в борьбе между единоначалием и коллегиальностью побеждает единоначалие. И всё-таки изменения происходят. По результатам социологического исследования, проведённого в 24 школе, 78 % респондентов считают, что Управляющий совет является главным органом управления школой, 89 % верно определяют полномочия. И это действительно так.
План работы Управляющего совета занимает 17 листов. Он имеет следующие разделы: заседания совета, организационная деятельность, финансово-экономическая деятельность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание безопасных условий обучения, деятельность по совершенствованию управления в общеобразовательном учреждении. Анализ мероприятий показывает, что Управляющий совет действительно управляет образовательным учреждением, так как он организует и контролирует все важные направления деятельности школы. Кроме того, УС формирует образовательную политику школы через вовлечение в её жизнь как можно большего количества граждан, чья деятельность непосредственно связана со школой. Этому способствуют и "Переговорная площадка" (участники: педагоги, родители, учащиеся, работники управления образования, представители среднеспециальных и высших учебных заведений, жители микрорайона, члены общественных организаций, шефы), конкурс социальных проектов (участники: учащиеся, педагоги, родители, представители бизнессообщества, представители учредителя), семинар руководителей "Технологии социальной активности". Управляющий совет проводит социальные опросы, утверждает публичный отчёт директора, рассматривает вопросы премирования педагогических работников. Управляющие советы получили полномочия в принятии решений о распределении стимулирующей части оплаты труда.
Попечительский совет после принятия решения о формировании бизнес-плана образовательного учреждения имеет возможность управления средствами через реализацию программ, в соответствии с приоритетными направлениями деятельности. Педагоги участвуют в планировании и принятии решений, так как для реализации каждой программы создается проектная группа, в задачи которой входит как представление программы на попечительском совете, так и координация деятельности по ее выполнению.
С 2003 года в школе реализовывалась целевая программа «Здоровье». На смену ему создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся школы, целями которого является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий, гарантирующих охрану и укреплению физического, психологического здоровья обучающихся, а также содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении ЗУН, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Данный Центр входит в состав социально-психологической службы наряду с Советом по правому обучению, воспитанию, профилактике безнадзорности, пришедшему на смену Совету профилактики, психолого-медико-педагогическим консилиумом и Центром содействия семье, открытие которого состоялось 14 февраля 2009 года и являлось результатом многолетнего взаимодействия семьи и школы.
В структурной модели управления появилось новое структурное подразделение - Совет ресурсного центра, так как с сентября 2008/2009 учебного года МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов » является ресурсным центром по профессиональному обучению старшеклассников, деятельность которого регламентируется Положением о ресурсном центре.
Изменилась структура детской организации и ученического самоуправления. Детско-юношеская организация, охватывающая обучающихся со 2 по 11 класс, стала детской общественной организацией, включающая работу Большого Совета, Совета командиров, совета капитанов 2-9-х классов. Ученическое самоуправление включает только обучающихся 9-11-х классов и целью является выявление, стимулирование и подготовка активных организаторов коллективной деятельности, создание условий для освоения учащимися различных видов общественной практики в общении, формирование навыков управления и сотрудничества с администрацией школы.
В структуре школы кроме школьных методических объединений появились Межшкольные методические объединения в связи с работой школы в режиме базовой опорной.
На сегодняшний день мы считаем, что данная структура наиболее актуальна в связи с тем, что она направлена на повышение эффективности работы педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социализации образовательного учреждения.
|